Валентина Чебунина
Фотоотчет «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый из нас находится в постоянном поиске форм, методов и приемов в работе, которые с одной стороны были бы интересны дошкольникам и соответствовали их возрасту, а с другой стороны наиболее эффективно решали педагогические задачи, образовательные и воспитательные.
Я предлагаю вашем вниманию свой проект на тему «Лэпбук, как средство экологического воспитания дошкольников»
Вид проекта: педагогический.
Публикация «Фотоотчет „Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста средняя группа, педагоги, родители
Продолжительность проекта: краткосрочный ноябрь-декабрь
Актуальность проекта: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, поэтому одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно - пространственная среда, при создании которой мы учитываем требования ФГОС ДО.
В связи с этим перед нами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Использование лэпбука решает следующие задачи:
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
• Обогащение развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему Оказание помощи ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемому объекту или теме и лучше понять и запомнить материал;
• Повторение пройденного (в любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку);
• Формирование умения ребёнка самостоятельно собирать и организовывать информацию;
• Обеспечение индивидуализации образовательного процесса (лэпбук позволяет выбрать задание под силу каждому);
• Организация самостоятельной деятельности;
• условий социализации и индивидуализации детей;
КРОМЕ ТОГО:
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно – развивающей среде : информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, может использоваться одновременно группой детей; обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
Целью своего проекта я обозначила: Изучение возможностей использования лэпбука как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста воспитанников.
И реализовала эту цель через следующие задачи:
Образовательные задачи: расширение и обобщение знаний о природе
вторая не менее важная задача Развивающие: развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления (и почему она важная, потому что наблюдение является основным методом в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста)
Воспитательные задачи : воспитание интереса к объектам природы, формирование самостоятельности в исследовательской деятельности.
Кроме того, были выделены цели
для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания лэпбуков, самореализация.
для себя как для педагога были выделены тоже цели: организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников, координация деятельности участников проекта на всех этапах, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками реализации проекта, презентация результатов, обогащение предметно-развивающей среды серией лэпбуков о природе, распространение, педагогического опыта.
Методы через которые мы реализовывали этот проект
• специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);
• решение проблемных ситуаций;
• беседы и рассказ воспитателя;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• экспериментирование;
• чтение литературы;
• наблюдения;
• опытная деятельность.
Гипотеза которую мы выдвигаем: можно предположить, что повышение познавательной активности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука
Ресурсы
Нормативно-правовые:
• Закон Российской Федерации “Об образовании”
• Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
• ФГОС ДО
Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.
Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка. Использование лэпбука может осуществляться родителями и воспитателями независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Предполагаемый продукт проекта: создание экологических лэпбуков по запланированным темам, выставка лэпбуков "Лэпбук - это интересно!".
Критерии эффективности:
• 1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников.
• 2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации
Основные принципы реализации проекта: комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание активной развивающей предметно-пространственной среды.
• Теоретическая значимость продукта проекта заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей дошкольного возраста.
• Практическая значимость продукта проекта состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.
Первый этап проекта – организационный.
• Разработка плана мероприятий взаимодействия педагогов с родителями и детьми:
• взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
• Создание информационного пространства:
• Разместить в приемной детского сада полезные для родителей материалы, актуальную информацию, касающуюся проекта, фотоматериалы.
• На этом этапе мы используем наблюдение, непосредственное общение, анкетирование, опрос, совместную деятельность. Анализ результатов этой работы станет основанием для содержательного планирования работы с родителями.
Второй этап проекта – основной.
Второй этап это период, когда проходят ключевые мероприятия проекта.
Взаимодействие педагога с родителями и детьми:
• 1. целеполагание (выбор темы)
• 2. разработка лэпбука (составление плана)
• 3. выполнение (практическая часть)
Третий этап – итоговый.
• Итоговое мероприятие - презентация семейных лэпбуков.
• Выставка лэпбуков.
Практическая значимость проекта
На наш взгляд, данный проект позволяет развивать исследовательские навыки и познавательный интерес детей, а также осознанно подходить к охране и бережному отношению к природе.
Перспектива проекта
В дальнейшем мы планируем углубить тему нашего проекта и расширить представления детей о природе Бурятии, России.