Ирина Белкова
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Белкова Ирина Павловна, воспитатель
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара "
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена в ребенке генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Влияние окружающей природы на развитие ребёнка велико. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок расширяет свои представления о мире, у него развивается внимание, мышление, речь, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствуются такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
В своей работе мы опираемся на программу А. И. Ивановой "Живая экология" и технологию З. Ф. Аксёновой – "Войди в природу другом". Разработанный нами перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", направлен на развитие поисково-познавательной активности детей и формирование положительного отношения к окружающему миру. Считаем данное направление актуальным и действенным в нравственном развитии дошкольников. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира, научится бережно к нему относиться и определит собственное место в нём.