Наталья Черникова
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе.
Во время создания условий для развития у детей познавательной активности: во время наблюдений, рассматривания объектов природы, экскурсий происходит воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Публикация «Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Дети любопытны по своей природе, очень активны. Поэтому им интересен окружающий мир. Они с удовольствием рассматривают почки на деревьях, а затем первые зелёные листочки, червяков после дождя, жуков и бабочек, наблюдают за дождём, радугой. Испытывают при этом самые разные эмоции: и удивление, и радость. Очень важно развивать у детей эмоциональное восприятие природы.
Особое место в формировании у детей любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, благодаря которой дети стремятся узнать что-то новое. Часто дети не могут самостоятельно найти объяснение тому или иному явлению в природе, поэтому задача взрослых - поддерживать у них интерес к природе, беседовать, объяснять увиденное.
Надо уделять особое внимание воспитанию у детей нравственных качеств, чтобы дети не разоряли муравейники, не ломали веток, не срывали цветов, а любовались природой, умели замечать прекрасное вокруг себя, радовались, стремились беречь природу и её охранять.
Работу по формированию у дошкольников познавательного интереса к живой и неживой природе можно проводить, используя разные виды деятельности:
-читать книги о природе, рассматривать иллюстрации, смотреть видеофильмы;
-отображать явления и объекты природы в изодеятельности, использовать природный материал;
-организовывать экологические праздники, развлечения;
-проводить беседы, создавать проблемные ситуации;
-организовывать экологические акции;
-проводить наблюдения, эксперименты и т. д.
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы, где затрагиваются проблемные ситуации, дети высказывают своё мнение, делают выводы.
Вопросы детей воспитателю, активное участие в обсуждениях экологических проблем – это признаки, по которым воспитатель может судить о пробуждающемся интересе у детей к природе.
А во время экскурсий, наблюдений и прогулок воспитатель может судить о стремлении детей охранять природу, оказывать помощь ей, исходя из поступков детей: дети рассматривают божью коровку, а потом отпускают её, рассматривают распустившийся цветок на клумбе и у них возникает желание полить его, осторожно ступают по земле, чтобы не встать и не примять молодую пробившуюся после зимы траву, не пугают птиц, животных, спокойно наблюдают за ними и т. д.
Очень важно заложить в детях с самого раннего возраста, что природа и человек едины, и развивать желание бережно относиться к природе.