Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания»

Оксана Деточкина
Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность выбранной темы.

Экология в наше время стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Созрела необходимость выхода экологического образования на качественный уровень.

Публикация «Опыт работы „Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания“» размещена в разделах

Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры. В этом и заключается главная цель экологического воспитания дошкольников в наше время.

Детский сад сегодня - это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья детей, способствующее развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В этом процессе формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, но, в тоже время, оно интегрировано входит в каждое из направлений. Так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере ( живая природа: растения, животные, человек; неживая природа).Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Основная цель опыта заключается развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование основ экологической культуры дошкольников.

Достижение поставленной цели способствует решение следующих задач с учетом интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:

«Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)

-Расширять представления детей о природе.

-Расширять представления детей о диких и домашних животных.

-Расширять представления детей о птицах (перелетных и зимующих).

-Знакомить с птицами родного края.

-Знакомить детей с понятием «экологическая катастрофа»

-Расширять представления детей о круговороте воды в природе.

-Расширять представления детей о насекомых (пчела, комар, муха).

-Закреплять знания детей о комнатных растениях их названиях; знакомить со способами ухода за ними.

-Расширять представление детей о пресмыкающихся.

-Расширять и обогащать знания детей об особенностях природы.

-Формировать представление о том, что человек часть природы.

«Социально – коммуникативное развитие» - (социализация, развитие общение, нравственное воспитание) –

-Формировать основы экологической культуры.

-Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.

«Художественно – эстетическое развитие»

(изобразительная деятельность) – продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

«Речевое развитие», (художественная литература)

-продолжать развивать интерес к художественной литературе.

-продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

«Физическое развитие»

-формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Этапы работы

1. Этап. Организационный (август, 2015г.)

- изучить методическую литературу по данному вопросу;

- выявить интерес детей и родителей к данной проблеме;

- разработать план углубленной работы;

- разработать рабочую программу кружка «Любознательные капельки» на три года (2015- 2018 г. г.)

- создать предметно-развивающую среду для реализации задач;

- подготовить необходимую материальную базу.

2. Этап. Основной (2015-2018 г.)

- реализация рабочей программы кружка «Любознательные капельки»

- организовать методическую и практическую помощь для родителей;

-организовать выступление детей на фестивале по бесплатному дополнительному образованию «Радуга»

3. Этап. Заключительный (май, 2018г.)

-подведение итогов;

- презентация работы.

. Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы. Я изучила и подобрала художественную, методическую, природоведческую литературу. Подобраны пособия, схемы, таблицы, материал для опытов и наблюдений, коллекции природного материала, дидактические пособия и игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Наш уголок природы, наполнен помимо комнатных растений, природным материалом, дидактическими играми, иллюстрациями, фотографиями, рисунками природных объектов, природоведческой литературой, поделками из природного материала, картотекой экологических игр и сказок.

В детском саду организована «Экологическая тропа», по которой проводятся экскурсии с детьми, ведется наблюдение, рассматривание, проводится анализ, собирается природный материал: камешки, веточки, каштаны, шишки.

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной теме я разработала рабочую программу «Любознательные капельки», задачи этой актуальной проблемы решала на протяжении трех лет в кружке «Любознательные капельки», где задачи превышают Федеральные государственные образовательные требования дошкольного образования и программ по данному направлению в соответствии с возрастом детей.

Программа кружка разработана на три года обучения.

1 год обучения (2015- 2016 уч. г.)

2 год обучения (2016 – 2017 уч. г.)

3 год обучения (2017-2018 уч. г.)

С каждым годом задачи усложнялись.

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения.

Именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.

Чтобы дошкольник стал образованной личностью в сфере экологии, необходимо расширять и уточнять знания детей о природе и экологии, организовывать экологические пространства в детском саду, воспитывать в ребенке нравственную личность, повышать и активизировать роль родителей в экологическом воспитании детей.

В своей работе использовала следующие методы работы, как:

- НОД, беседы по экологическому воспитанию;

– экскурсии;

– наблюдение, труд в уголке природы, на участке, огороде;

–викторины, КВН.

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– коллекционирование (сбор природного материала);

экологические развлечения, праздники;

экологические игры (дидактические, игры –

моделирование экосистем, игры – путешествия);

экологические сказки;

- проекты

- выставки рисунков, поделок.

Все эти формы работы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями, не отвлекая их от игры, и не загружая сухой научной терминологией.

Но в совершенстве дети дошкольного возраста владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

С экспериментальной деятельностью и связана новизна процесса познания экологии, в современном дошкольном образовании существенно расширена практическая составляющая, что позволяет повысить интерес детей к предметам и явлениям исследования.

Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм: беседы, экскурсии, экспериментирование. Чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их, стараюсь проводить занятия и развлечения с привлечением сказочных персонажей. Например, при изучении темы «Лес» мне «помогает» сказочный герой «Лесовичок», темы «Озеро» – Водяной. Так же использую и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.

Для целей экологического образования использую не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок и т. д. Кроме того, соединяю экологическое воспитание с эстетическим. Например, использую лепку, рисование, вырезывание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание уделяю и рисованию – дети свое понимание полученных знаний, свое представление окружающего мира переносят на лист бумаги, что помогает им осваивать материал, а, также, более открытыми стать для педагога. На таких комплексных занятиях дети усваивают дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах. Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Экологическое воспитание дошкольников можно осуществлять и через проектную деятельность. Проект - это самостоятельная и комплексная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результат, которого обобщается и объединяется в одно целое. По цели: познавательным, игровым, творческим. Проект может включать в себя: занятия, беседы, игры, прогулки, наблюдения, экскурсии, природоведческие акции и развлечения.

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает мне использовать в работе самые разнообразные методы:

1. Традиционные:

- наглядный метод (наблюдение, экскурсии, иллюстрации, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов);

- словесный метод (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);

- практический метод (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, труд, опыты).

2. Инновационные:

- ИКТ;

- метод проекта

Наглядный метод.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего вида. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Организовывая с детьми наблюдения природы, одновременно решала целый ряд задач: формировала у детей знания о природе, учила наблюдать, развивала наблюдательность, воспитывала эстетически.

Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов помогли мне решить разнообразные задачи: уточнять, конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие.

Рассматривание картин. Картины дали возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто было сделать невозможно в силу изменчивости природы.

В работе по ознакомлению с природой использовала книжную графику (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова и др.)

Диафильмы, кинофильмы и диапозитивы. Просмотр диафильмов, слайдов, кинофильмов всегда вызывал у детей особое эмоциональное отношение, интерес, что способствовало успешному усвоению материала, формировал представление о динамике явлений природы: росте и развитии растений и животных, в короткий срок показать явления, которые протекают длительное время.

Словесный метод.

Использование словесных методов в работе с детьми при ознакомлении с природой решило ряд задач: конкретизировала, пополнила, уточнила знания о явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Путем словесных методов дети получили знания о новых явлениях природы. В некоторых случаях сочетаются словесные методы с наглядными, использование картин, видеофильмов и презентаций.

Рассказ воспитателя.

Восприятие рассказа для детей является сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рас

сказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать связи и зависимости, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Поэтому свои рассказы строила с учетом опыта, интереса и возраста детей.

Знания, сообщаемые в рассказе, отвечали требованиям достоверности и научности.

Для рассказов использовала разнообразный материал: очерки о природных явлениях, собственные наблюдения из жизни природы, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Беседа.

Исходя из дидактических задач, использовала в своей работе два вида бесед : предварительная беседа и итоговая.

Предварительную беседу используют перед наблюдением и экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющими знаниями.

Итоговая беседа направляла на систематизацию и обобщение полученных знаний, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы были разного уровня: одни проводила после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов, другие для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Во время беседы с детьми использую разнообразный наглядный материал, который помогает восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари погоды, природы, гербарии, иллюстрации. Кроме того, использую загадки, стихотворения, записи голосов птиц, звуков природы (журчание ручья, свист ветра, шум листвы и др.). Это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседу, как метод ознакомления детей с природой, использую в старшем дошкольном возрасте. Со старшими детьми беседа направлена на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

Чтение художественной литературы.

Художественную литературу использую в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

С помощью книги дети узнают о явлениях природы, о жизни растений и

животных, уточняют и конкретизируют имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая литература раскрывает детям явления неживой природы, помогает установить связи и отношения, существующие в природе. С помощью книги у ребят развивается познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Читая с ребятами, ставлю перед ними новые вопросы, заставляю присматриваться к окружающей среде.

Природоведческие книги использую в работе с детьми с разной целью. Небольшой рассказ, сказка может предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению.

Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Книги о природе читаю детям и после наблюдения. При этом художественные произведения помогают подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Ознакомление детей с природой осуществляю в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни.

Практический метод.

Игра. Для расширения представлений детей о явлениях природы использую разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Дидактические игры

По содержанию По дидактическому материалу По характеру игровых действий По познавательному интересу

Математические Словесные Игры-путешествия Интеллектуальные

Сенсорные Настольно-печатные Игры-предположения Эмоциональные

Речевые С предметами и игрушками Игры-поручения Регулятивные

Музыкальные Игры-загадки Творческие

Природоведческие Игры-беседы Социальные

Для ознакомления с окружающим

Дидактические игры экологического содержания :

- о многообразии и разнообразии природных объектов;

- о взаимосвязях в природе;

- о человеке как части природы;

- о культуре поведения;

- для развития эстетического восприятия природы;

- для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе;

- для приобщения к экологической ориентированной деятельности.

Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.

В процессе общения с природой через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.

На прогулках и экскурсиях учу детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранительных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоёмов, вырубка леса, уничтожение садов и т. д.).

Труд в природе. Труд детей в природе способствует воспитанию у детей

ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости.

В процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнали о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказало на детей влияние на отношение ребенка к труду. Труд стал более осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда дети получили представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях.

Вместе с детьми сажали огород, рыхлили землю, сажали растения, наблюдали за процессом роста, поливали. Дети с огромным интересом наблюдали, ухаживали.

Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использую в работе элементарные опыты.

Опыт - как способ решения познавательной задачи, возникшей в процессе игр, труда или на занятиях. Проводились опыты с водой, снегом, воздухом, как они влияют на развитие и рост растений. Интерес детей был огромный, они с увлечением делились впечатлениями со своими родителями.

На основании сравнительного анализа наблюдения за индивидуальным развитием детей можно сделать вывод:

Дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они более внимательно относятся к животным и птицам, деревьям и растениям. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями.

- умеют доказывать принадлежность к живому людей, животных, растений.

Многие дети, как я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.

Образовательный процесс в полной мере может быть реализован при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основные критерии, требующие совместных усилий от педагогов и родителей.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Работу с родителями провожу постепенно и непрерывно. В группе проводятся родительские собрания по вопросу экологического образования детей «Природа глазами ребенка», деловая игра «Тайны природы», природоохранная акция «столовая для пернатых (изготовление кормушек).

Информацию по теме «Экологическое воспитания детей» родители получают в уголке для родителей, на родительских собраниях, консультациях, во время индивидуальных бесед.

Наши родители принимают активное участие в:

- выставках рисунков;

- оснащении уголка природы;

- изготовлении экологических газет;

- изготовлении поделок;

Таким образом, экологическое просвещение родителей дает возможность определить воспитание каждого ребенка.

Работа с родителями также не прошла впустую: мамы и папы пришли к пониманию того, что ребенок «учится тому, что видит у себя в дому», необходимо самим относиться к природе, к красоте родного края так, как к чему-то прекрасному, хрупкому и неповторимому. А маленькие человечки нашего общества, как губки, на примере родителей, будут впитывать эти истины.

Главное – умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств детей 5–6 лет посредством сказки Мисриханова Зулейха Муршидовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский» Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств.

Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки» «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» /В. А. Сухомлинский. / Федеральный государственный.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста» Тема моего доклада: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,.

Опыт работы «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России» Опыт работы по теме: «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России» Воспитатель:.

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям В нашем современном технологически продвинутом.

Развитие духовно-нравственных качеств у детей-инвалидов в процессе социально-психологической реабилитации Как показывает практика, приоритетными направлениями реабилитации детей-инвалидов являются медицинская и образовательная деятельность. Однако.

Опыта работы по теме «Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств дошкольников» Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Проблема.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания»
Опубликовано: 15 июня 2018 в 12:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Деточкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД