Инга Мельникова
Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Публикация «Опыт работы „Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Устное народное творчество
- Темочки
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество, произведения которого удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям детей. Отбирая литературу для дошкольников, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью русских народных сказок,
материалом для которых всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Многие русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Устное народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.
Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки, слушают сказки. В детском фольклоре особое место занимают считалки и дразнилки. Их так много, как детей на земле, потому что каждый ребенок, играя, может придумать свои слова. Но какой – то стишок вдруг оказался наиболее удачным и его начинают повторять другие.
Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.
Устное народное творчество мы используем во всех формах работы по нравственному воспитанию дошкольников. Например:
1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
2. Сюжетно – физкультурные занятия, с «вкраплением», «вплетением» элементов сказок.
3. Театрализованные занятия, с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок.
4. Музыкально – ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.
6. Интегрированные занятия, сочетающие фольклор и изобразительную деятельность.
Мы используем устное народное творчество и в повседневной жизни дошкольников. Нами подобрана картотека потешек, частушек, прибауток для работы с детьми. Для того чтобы показать, как можно применять устное народное творчество в повседневной жизни детей, нами разработана серия занятий и развлечений. Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Весной мы встречаем и провожаем масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц. Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями мы учим детей соотносить увиденное в природе с народными приметами.
Таким образом, устное народное творчество является важным и неотъемлемым звеном в воспитании духовно-нравственных чувств.