Гулина Людмила Михайловна
Развитие познавательных процессов, творческого потенциала старших дошкольников через использование Тико — моделирования в ОД
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».
Публикация «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала старших дошкольников через использование Тико — моделирования в ОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Тико-конструктор
- Темочки
Мой опыт работы связан с технологией, использование которой в образовательной работе с детьми, на мой взгляд, способствует творческой самореализации детей, с использованием возможностей конструкторов нового поколения ТИКО и технологии «ТИКО-моделирования» в обучении и развитии детей подготовительной к школе группы.
ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Объёмного моделирования. Возможность использования этого уникального предметно-дидактического материала у меня появилась с вступлением нашего образовательного учреждения в национальный проект образование «Успех каждого ребенка».
Поподробнее хочется остановиться на причинах возникновения у меня идеи использования данной технологии. Изучая возможности разных видов наборов ТИКО, я настолько увлеклась этим процессом, что не могла не вовлечь в эту деятельность и детей своей группы.
Для меня актуальность технологии «ТИКО - моделирование» очень значима, так как, объединяя игру с образовательной деятельностью, она предоставляет мне возможность в игровой, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, решать целый комплекс задач, обеспечивая познавательное, социально-коммуникативное речевое, художественно-эстетическое развитие. Данная технология находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и моделированию, развития их нравственных, интеллектуальных, качеств и целевых ориентиров.
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре одновременно реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Кроме этого, технология способствует становлению предпосылок учебной деятельности детей. Таких как, умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Понимая значимость, актуальность использования технологии, для себя я определила цель – развитие познавательного интереса, способностей, творческой самореализации детей, в процессе конструктивно – модельной деятельности посредством технологии ТИКО-моделирования.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
Задачи:
- стимулировать творчество и самостоятельность детей;
- развивать познавательные процессы : восприятие, память, воображение, мышление детей.
- развивать приемы умственной деятельности: (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение)
- развивать речь, художественно-эстетический вкус;
- развивать мелкую моторику рук детей;
- обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной, успешной адаптации детей в школе;
- формировать навыки сотрудничества детей, нас, педагогов и родителей как равных субъектов образовательного процесса.
Для создания системы работы по данной теме мной был разработан на каждый месяц подробный перспективный план использования технологии «ТИКО-моделирования», в котором были определены темы занятий по каждой образовательной области, задачи, конкретные действия и полученный результат этих действий. В соответствии с этим планом, на занятиях и в свободной деятельности детей, мной используются следующие формы и виды организации детской деятельности:
1. Конструирование по теме, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по образцу и замыслу.
2. Творческие задания.
3. Слуховые диктанты.
4. Самостоятельное составление схем детьми
5. Раскрашивание схем, в соответствии с образцом и др.
Так, например, при формировании математических представлений, дети, используя детали конструктора ТИКО, выполняли следующие задания:
По теме «Количество и счет»
Сконструируй цифру
Найди пару
«Выложи дорожку из квадратов»
Какой по счету, например красный квадрат и др.
В задании Сконструируй цифру дети не только составляли по схеме или самостоятельно цифру из различных деталей ТИКО, но и определяли –из каких геометрических фигур состоит цифра, и их количество, сами
В теме «Геометрические фигуры» использовались задания «Найди предмет», «Мастерская форм» и др.
«Ориентировка в пространстве» Дети, выполняя указания «Верхний левый угол», центр листа, на листе бумаги, располагают геометрические фигуры, или сами называют месторасположение фигур, которые разложили в произвольном порядке самостоятельно.
Для закрепления понятия «Величина» используются задания «Похож – не похож», «Умные квадраты», «Составь дорожку».
Работа над формированием логического, пространственного мышления проходит через анализ сконструированной фигуры и ее схемы, выполнение различных логических заданий и упражнений, в том числе и по рабочим тетрадям.
В развитии монологической и диалогической речи детей использую различные приемы, такие как составление рассказа об изготовленном персонаже, описание своих конструкций, прием составления звуковой схемы,
ТИКО-моделирование использую и в театрализованной деятельности (конструирование деталей декораций и персонажей для сказок, в игровой деятельности для режиссерских игр конструирование кукольной мебели, транспорт и т. д., в изобразительной деятельности – дети составляют красочные узоры и орнаменты.
Применяя технологию «ТИКО-моделирования в образовательной деятельности использую такие методы работы, которые позволяют каждому ребёнку двигаться в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. Это методы:
• проблемный;
• репродуктивный;
• поисковый;
• практический;
• игровой.
Как итог работы, в конце каждого месяца, в самостоятельной деятельности детей предлагаю им создавать любые конструкции в индивидуальной или совместной деятельности. Дети всегда с большим желанием и интересом откликаются на эти предложения. И по работам детей вижу результат использования технологии.
Результативность своей профессиональной деятельности по использованию «ТИКО– моделирования» оцениваю по показателям педагогической диагностики, и психологической диагностики познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Сравнительный анализ результатов диагностики развития познавательных процессов педагога-психолога и результатов педагогической диагностики свидетельствует об эффективности использования технологии «ТИКО-моделирования» в образовательной деятельности. Эффективность использования данной технологии отмечают и родителей воспитанников.
Практичесская значимость данного опыта работы для меня проявляется не только в конкретных образовательных достижениях воспитанников, но и в виде базовых характеристик их личностного развития : дети проявляют любознательность, часто задают вопросы нам, взрослым и сверстникам, способны к волевым усилиям и способны к принятию собственных решений, опираясь на свои практические умения и знания.
Свой опыт работы по данной теме применяю в разработке и реализации в нашем учреждении инновационного проекта по «Развитию познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».