МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии диалогической речи старших дошкольников

Ольга Федорова
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии диалогической речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии диалогической речи старших дошкольников

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Это обусловлено тем, что ролевая игра во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. [4]

Игры исследуют в таких науках как психологии, этнографии и истории культуры, в педагогике и других науках. Особенностью игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект, и столь же быстрое приспособление объекта к новой ситуации.

В структуру игры детей входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия, как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными;

реальные отношения между играющими.

Роль - это основной фактор объединяющий всех кто вовлечён в процесс игры. Сюжет игры называется копируемая в игре часть реальности; наполнением является то, что копируется детьми как основной момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. [1]

Основой любой игры является поставленная педагогом игровая цель, реализуемая детьми во время игровой деятельности. Взаимосвязь обучения и игры наиболее наглядно видны в двух задачах- дидактической и игровой. Прямая постановка дидактической задачи ребёнку мало эффективна так как не вызывает у него интереса, гораздо эффективнее внедрять её через игровую задачу в этом случае она становиться задачей самого ребёнка, пробуждает желание и необходимость решить её, формирует действия в игре. Дидактическая задача в игре определяет её обучающий характер направленность на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.

Детские игры сделаны, так что должны всесторонне подготовить детей дошкольного возраста к реальной жизни, поэтому они затрагивают абсолютно все виды деятельности человека и характеризуются как детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта.

Изюминкой игры является то, что она развивает ребёнка в направлении драматического искусства, элементы которого сохраняются в любой игре: ребёнок в игре для решения определённых задач производит определённые действия; определённые моменты носят вымышленный характер, что позволяет ребёнку отвлечься от реальной ситуации.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и другие.

К. Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее, потому что ребёнок лучше понимает её, а лучше понимает, потому что часть игры создаёт сам своим воображением. Игра для ребёнка иногда бывает реалистичнее реального мира.

Более того, сюжетно-ролевая игра, активизирует все психические процессы человека, в значительной степени стимулирует личность к непрерывному поиску преображения реальности посредством деятельности изменения, постановке более сложных целей, выделения в предметной среде наиболее важных и существенных сторон для их осуществления, отыскания иных оптимальных способов действия.

В дошкольном образовательном учреждении ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все вышеперечисленное является показателями развития качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его качеств были одинаково высоки.

Вопросам развития игры в дошкольном возрасте посвящены многие работы Д. Б. Эльконина. В своих исследованиях психолог особое внимание уделяет становлению мотивации игровой деятельности и роли символов в ее осуществлении. Эльконин Д. Б. считает, что символы обеспечивают ребенку выход за пределы реального предметного действия и выполнение его в сокращенной игровой форме, что позволяет дошкольнику выявить в этом действии общий смысл. Используя такие символы, ребенок моделирует в игре реальные отношения взрослых и берет на себя их общественно-трудовые роли.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Уникальными возможностями для речевого развития в дошкольном возрасте обладает сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра способствует:

- закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствованию речи;

- обогащению словаря;

- формирование грамматического строя языка и. т. д. [3]

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие, например, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей.

Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

Называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.

Главной особенностью игровой воображаемой ситуации является, то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации. Действие, как правило, придумано, а не определено какой-то конкретной вещью. Идея и мысль в игре нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь, которое позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Л. С. Выготский подчеркивал, что творческая ролевая игра — преобладающая деятельность ребенка трех—шести лет, так как она создает область ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя. «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все предпосылки развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Действие в воображаемом поле, в придуманной ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста». [2 с 88]

В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными. Они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются, это делает игру формой практического познания окружающей реальности.

Огромную роль в развитии речи имеют игры, игровые упражнения, которые можно использовать не только в занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

Исследователи выделяют многофункциональные особенности сюжетно-ролевой игры:

- деятельная функция – такая игра разрешает детям брать новые чувственно-привлекательные позиции и этим способствовать исполнению настоящей деятельности, в которую он включается. В одной сюжетно ролевой игре можно обнаружить несколько видов деятельности;

- социокультурная функция - в этой игре отражены эталоны культурных ценностей современного общества. В ней заложены правила поведения и взаимодействия людей, общечеловеческие и социальные нормы. Нет ни одной игры, в которой были бы не оглашены определенные социокультурные правила;

- коммуникативная функция – никакую игру нельзя представить себе без общения. Во время игры с детьми и игрушками в детском саду ребенок учится устанавливать новые отношения и связи с достижением своей цели;

- функция самореализации – еще одна функция сюжетно-ролевой игры. У любой игры есть своя цель, ее можно достигнуть, только лишь применив все свои знания и навыки;

- защитная (коррекционная) функция сюжетно-ролевой игры - связана с тем, что в ходе игры дошкольники могут научиться видеть и решать свои проблемы.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько особенностей сюжетно-ролевой игры:

игра выступает формой неигровой деятельности детей;

игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников;

ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.

Итак, сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста. Игра затрагивает все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т. д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений, чем выше уровень игрового творчества детей дошкольников в игре, тем богаче и разнообразнее диалог.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимова, Г. Е. Расту, играю, развиваюсь! Занятия с ребенком от рождения до шести лет / Г. Е. Акимова. - Екатеринбург, 2004. - 358 с.

2. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2006. - 420 с.

3. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений. // Детский сад: теория и практика. - 2009. - № 10. - С. 21-22.

Сохин Ф. А. Ушаков Н. С. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 2010. - №3. - с. 21-24

4. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: / Л. Д. Столяренко. Изд. 6-е; Ростов - на - Дону: Феникс, 2009. - 541 с. – Текст: непосредственный

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии диалогической речи старших дошкольников
Опубликовано: 26 января 2025 в 19:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии диалогической речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федорова (УИ 133223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД