Ольга Федорова
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии диалогической речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии диалогической речи старших дошкольников
На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Это обусловлено тем, что ролевая игра во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. [4]
Игры исследуют в таких науках как психологии, этнографии и истории культуры, в педагогике и других науках. Особенностью игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект, и столь же быстрое приспособление объекта к новой ситуации.
В структуру игры детей входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия, как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными;
реальные отношения между играющими.
Роль - это основной фактор объединяющий всех кто вовлечён в процесс игры. Сюжет игры называется копируемая в игре часть реальности; наполнением является то, что копируется детьми как основной момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. [1]
Основой любой игры является поставленная педагогом игровая цель, реализуемая детьми во время игровой деятельности. Взаимосвязь обучения и игры наиболее наглядно видны в двух задачах- дидактической и игровой. Прямая постановка дидактической задачи ребёнку мало эффективна так как не вызывает у него интереса, гораздо эффективнее внедрять её через игровую задачу в этом случае она становиться задачей самого ребёнка, пробуждает желание и необходимость решить её, формирует действия в игре. Дидактическая задача в игре определяет её обучающий характер направленность на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.
Детские игры сделаны, так что должны всесторонне подготовить детей дошкольного возраста к реальной жизни, поэтому они затрагивают абсолютно все виды деятельности человека и характеризуются как детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта.
Изюминкой игры является то, что она развивает ребёнка в направлении драматического искусства, элементы которого сохраняются в любой игре: ребёнок в игре для решения определённых задач производит определённые действия; определённые моменты носят вымышленный характер, что позволяет ребёнку отвлечься от реальной ситуации.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и другие.
К. Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее, потому что ребёнок лучше понимает её, а лучше понимает, потому что часть игры создаёт сам своим воображением. Игра для ребёнка иногда бывает реалистичнее реального мира.
Более того, сюжетно-ролевая игра, активизирует все психические процессы человека, в значительной степени стимулирует личность к непрерывному поиску преображения реальности посредством деятельности изменения, постановке более сложных целей, выделения в предметной среде наиболее важных и существенных сторон для их осуществления, отыскания иных оптимальных способов действия.
В дошкольном образовательном учреждении ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все вышеперечисленное является показателями развития качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его качеств были одинаково высоки.
Вопросам развития игры в дошкольном возрасте посвящены многие работы Д. Б. Эльконина. В своих исследованиях психолог особое внимание уделяет становлению мотивации игровой деятельности и роли символов в ее осуществлении. Эльконин Д. Б. считает, что символы обеспечивают ребенку выход за пределы реального предметного действия и выполнение его в сокращенной игровой форме, что позволяет дошкольнику выявить в этом действии общий смысл. Используя такие символы, ребенок моделирует в игре реальные отношения взрослых и берет на себя их общественно-трудовые роли.
Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Уникальными возможностями для речевого развития в дошкольном возрасте обладает сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствованию речи;
- обогащению словаря;
- формирование грамматического строя языка и. т. д. [3]
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие, например, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей.
Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
Ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.
Главной особенностью игровой воображаемой ситуации является, то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации. Действие, как правило, придумано, а не определено какой-то конкретной вещью. Идея и мысль в игре нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь, которое позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Л. С. Выготский подчеркивал, что творческая ролевая игра — преобладающая деятельность ребенка трех—шести лет, так как она создает область ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя. «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все предпосылки развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Действие в воображаемом поле, в придуманной ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста». [2 с 88]
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными. Они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются, это делает игру формой практического познания окружающей реальности.
Огромную роль в развитии речи имеют игры, игровые упражнения, которые можно использовать не только в занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
Исследователи выделяют многофункциональные особенности сюжетно-ролевой игры:
- деятельная функция – такая игра разрешает детям брать новые чувственно-привлекательные позиции и этим способствовать исполнению настоящей деятельности, в которую он включается. В одной сюжетно ролевой игре можно обнаружить несколько видов деятельности;
- социокультурная функция - в этой игре отражены эталоны культурных ценностей современного общества. В ней заложены правила поведения и взаимодействия людей, общечеловеческие и социальные нормы. Нет ни одной игры, в которой были бы не оглашены определенные социокультурные правила;
- коммуникативная функция – никакую игру нельзя представить себе без общения. Во время игры с детьми и игрушками в детском саду ребенок учится устанавливать новые отношения и связи с достижением своей цели;
- функция самореализации – еще одна функция сюжетно-ролевой игры. У любой игры есть своя цель, ее можно достигнуть, только лишь применив все свои знания и навыки;
- защитная (коррекционная) функция сюжетно-ролевой игры - связана с тем, что в ходе игры дошкольники могут научиться видеть и решать свои проблемы.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько особенностей сюжетно-ролевой игры:
игра выступает формой неигровой деятельности детей;
игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников;
ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.
Итак, сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста. Игра затрагивает все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т. д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений, чем выше уровень игрового творчества детей дошкольников в игре, тем богаче и разнообразнее диалог.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акимова, Г. Е. Расту, играю, развиваюсь! Занятия с ребенком от рождения до шести лет / Г. Е. Акимова. - Екатеринбург, 2004. - 358 с.
2. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2006. - 420 с.
3. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений. // Детский сад: теория и практика. - 2009. - № 10. - С. 21-22.
Сохин Ф. А. Ушаков Н. С. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 2010. - №3. - с. 21-24
4. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: / Л. Д. Столяренко. Изд. 6-е; Ростов - на - Дону: Феникс, 2009. - 541 с. – Текст: непосредственный