Шарапова Сания Уразмухамедовна
Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»
Тема самообразования «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
2016-2017 учебный год
Воспитателя первой квалификационной категории Шараповой С. У.
г. Мегион, 2017г.
Цель. Разработать систему деятельности по развитию логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр.
Публикация «Самообразование „Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Задачи. Повышать собственный уровень знаний путем изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников».
Разработать перспективный план работы с детьми с использованием логико-математических игр.
Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс.
Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией развивающих игр.
Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
Актуальность.
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками. Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на игровой технологии В. Воскобовича, т. к. мы работаем по «Программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И. В данной программе представлены многие идеи традиционного воспитания в виде сквозного “пронизывая всех разделов” тремя содержательными линиями: чувств, познания, творчества. Программа предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. В разработку программы вошли лучшие инновационные игровые технологии Н. Никитина, З. Дьенеша, Кюизенера, В. Воскобовича, которые и являются средством интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Проводя образовательную деятельность, выяснилось, что некоторые дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Дети допускали ошибки в счете, путали основные цвета спектра и геометрические фигуры. Я считаю, что среди всех методов развития познавательных способностей наиболее оптимальным является развивающие логико-матемаические игры. Также необходимым условием успешной работы с воспитанниками по развитию логического мышления и познавательных способностей особое место занимает предметно-развивающая среда, оснащенная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический центр развивающих и занимательных игр, есть каврограф с игровым комплексом игр «Ларчик». Своими руками сделали развивающие игры : «Цветные островки», «Вертолина», «Засели дом» и др.
Практика использования развивающих игр, способствовала устранению пробелов в знаниях у детей, т. к. главной целью является – показать роль и значение логико-математических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, поставила и реализовала следующие задачи:
1. Развивать у детей нестандартное мышление, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
2. Повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка.
Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использовала следующие виды развивающих игр, направленных на интеллектуальное развитие ребенка :
• это игры-экспериментирования с различным материалом; (игры с тенью, водой, со светом, с магнитами, бумагой и т. д.)
• дидактические игры: («Найди ошибку», «Занимательная геометрия», «Цвет и форма», головоломки, лабиринты и т. д.)
• развивающие игры-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики В. Никитина,
вьетнамская игра («Танграм», «Колумбово яйцо»).
Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Поэтому, для себя определила основные этапы решения проблемы в данном направлении:
1. изучение литературы;
2. создание предметно-развивающей среды;
3. разработка перспективного плана, которая включает в себя:
• организованную деятельность;
• совместную игровую деятельность детей и взрослых;
• самостоятельную игровую деятельность детей;
4. разработка методических рекомендаций для родителей;
В своей работе применяла новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов :
1 .В. В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры»
2. З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»
4. Диагностическая методика по проблеме «математические способности детей» по программе «Детство» под редакцией Логиновой В. И.
На НОД часто приходили сказочные персонажи, решали проблемные ситуации. А в самостоятельных играх дети закрепляли полученные знания, навыки и умения, развивали интеллект.
У детей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. На достаточном уровне развиты объем внимания и памяти, воображение и гибкость мыслительных процессов (умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать).
Работа с родителями.
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Во взаимодействии с родителями использовала следующие формы работы:
1. Анкетирование родителей «Изучение познавательных интересов детей».
2. Знакомство родителей с развивающими играми (их значимость).
3. Консультации – индивидуальные и групповые, рекомендации, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи.
4. Домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми знания. (Для родителей создана папка с материалом по использованию игровых технологий)
Провела совместно с детьми и родителями математический ринг для педагогов (открытый просмотр, где участники показали себя как настоящие игроки и отнеслись к соревнованию очень серьезно.
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования познавательных способностей у своего ребенка.
В новом учебном году буду продолжать внедрять в образовательно-воспитательный процесс инновационные технологии.
Перспективный план по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
месяц Задачи обучения Логические игры, задачи, упражнения
Сентябрь -упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета;
-совершенствовать навыки счёта в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке;
-развивать логическое мышление, внимание, память;
-продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли. д/у «Сосчитай-ка»
Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)
д/и «Математические корзинки» (Игры Воскобовича)
Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки
Октябрь -закреплять умение оперировать знаками +, -, =, >, <;
-закреплять умение оперировать алгоритмами;
- Развитие способности к анализу. абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвлённый алгоритм – («выращивание дерева») ; творческого мышления, воображения.
- закрепить знания о геометрических фигурах
- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей д/з «Напиши в пустых квадратах нужные знаки»
д/и «О чем говорят числа» (палочки Кьюизенера)
Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»
д/у «Узнай код»
д/и «Выращивание дерева» (блоки Дьенеша)
д/и «Чудо-крестики»,
д/и «Квадрат» (Игры Воскобовича)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия А, Б)
Ноябрь - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
-учить детей решать кроссворды;
-закреплять знания о цифрах, буквах;
-закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;
- ориентировка во времени
-развивать быстроту мышления, соображения, смекалку. д/и «Конфетная фабрика»,
Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия В)
Шашки
д/и «Пифагор»
д/и «Колумбово яйцо»
д/у «Какое время показывают часы»
Кроссворды, ребусы, лабиринты
Декабрь - Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
- учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве «левый», «правый», «между».
- развивать способность к математическим рассуждениям и соответствующим математическим действиям
- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. д/з «Выполни задание от Незнайки», «Олимпийские кольца»
Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьенеша)
д/и «Путешествие на поезде»
д/и «Как разговаривают числа»
«Пазлы» (мелкие)
д/з «Впиши такую цифру, что бы ответ был правильным».
д/у «Реши задачу»
д/и «Геоконт»
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Игры и упражнения с цветными счетными палочками
Задачи-шутки
Январь -закреплять умение классифицировать по трё м признакам: цвет, форма, размер;
-закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру;
-развивать внимание, логическое мышление.
- учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, формировать умение строить числовой ряд, развивать зрительный глазомер.
- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»
д/и «Наведи порядок»
д/и «Игра с тремя обручами» (блоки Дьенеша)
д/у «Помоги Вини Пуху»
д/и «Трамвай» (палочки Кьюизенера)
д/и «Волшебный круг»
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)
Февраль -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, познакомить с ромбом;
-упражнять в преобразовании геометрических фигур;
-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)
д/и «Вьетнамская игра»
д/и «Листик»
д/и «Сфинкс»
д/и «Гексамино»
Шашки
Пазлы (мелкие)
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Март -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, познакомить с ромбом;
-упражнять в преобразовании геометрических фигур;
-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьенеша)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Д)
Задания из альбома «Страна блоков и палочек»
д/и «Вьетнамская игра»
д/и «Листик»
д/и «Сфинкс»
д/и «Гексамино»
д/у «Помоги Незнайке решить задачи»
Апрель - развитие памяти, логического мышления, творческого воображения
- освоение приемов арифметических действий в пределах 20
-закрепить умение ориентироваться в пространстве;
-развить графические навыки.
- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»
д/и «Найди все дороги» (блоки Дьенеша)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)
д/и «Пифагор»
д/и «Колумбово яйцо»
«Графические диктанты»
Задачи-шутки
Май - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
-учить анализировать и сравнивать две группы фигур;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. д/и «Посади цветы на клумбе» игры из альбома «Спасатели» (блоки Дьенеша)
Задания из альбома «Страна блоков и палочек»
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Список используемой литературы:
1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
6. «Психология» Л. А. Венгер, В. С. Мухина
7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
9. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление ООО издательство «Дом ХХ1 век» 2008г.
10. Блоки Дьенеша для самых маленьких. Б. Б. Финкелыптейн.