Папки-передвижки

Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Шарапова Сания Уразмухамедовна
Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»

Тема самообразования «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

2016-2017 учебный год

Воспитателя первой квалификационной категории Шараповой С. У.

г. Мегион, 2017г.

Цель. Разработать систему деятельности по развитию логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр.

Публикация «Самообразование „Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр“» размещена в разделах

Задачи. Повышать собственный уровень знаний путем изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников».

Разработать перспективный план работы с детьми с использованием логико-математических игр.

Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс.

Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией развивающих игр.

Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.

Актуальность.

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности»

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками. Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на игровой технологии В. Воскобовича, т. к. мы работаем по «Программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И. В данной программе представлены многие идеи традиционного воспитания в виде сквозного “пронизывая всех разделов” тремя содержательными линиями: чувств, познания, творчества. Программа предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. В разработку программы вошли лучшие инновационные игровые технологии Н. Никитина, З. Дьенеша, Кюизенера, В. Воскобовича, которые и являются средством интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проводя образовательную деятельность, выяснилось, что некоторые дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Дети допускали ошибки в счете, путали основные цвета спектра и геометрические фигуры. Я считаю, что среди всех методов развития познавательных способностей наиболее оптимальным является развивающие логико-матемаические игры. Также необходимым условием успешной работы с воспитанниками по развитию логического мышления и познавательных способностей особое место занимает предметно-развивающая среда, оснащенная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический центр развивающих и занимательных игр, есть каврограф с игровым комплексом игр «Ларчик». Своими руками сделали развивающие игры : «Цветные островки», «Вертолина», «Засели дом» и др.

Практика использования развивающих игр, способствовала устранению пробелов в знаниях у детей, т. к. главной целью является – показать роль и значение логико-математических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, поставила и реализовала следующие задачи:

1. Развивать у детей нестандартное мышление, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

2. Повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка.

Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использовала следующие виды развивающих игр, направленных на интеллектуальное развитие ребенка :

• это игры-экспериментирования с различным материалом; (игры с тенью, водой, со светом, с магнитами, бумагой и т. д.)

дидактические игры: («Найди ошибку», «Занимательная геометрия», «Цвет и форма», головоломки, лабиринты и т. д.)

развивающие игры-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики В. Никитина,

вьетнамская игра («Танграм», «Колумбово яйцо»).

Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Поэтому, для себя определила основные этапы решения проблемы в данном направлении:

1. изучение литературы;

2. создание предметно-развивающей среды;

3. разработка перспективного плана, которая включает в себя:

• организованную деятельность;

• совместную игровую деятельность детей и взрослых;

самостоятельную игровую деятельность детей;

4. разработка методических рекомендаций для родителей;

В своей работе применяла новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов :

1 .В. В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры»

2. З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

3. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

4. Диагностическая методика по проблеме «математические способности детей» по программе «Детство» под редакцией Логиновой В. И.

На НОД часто приходили сказочные персонажи, решали проблемные ситуации. А в самостоятельных играх дети закрепляли полученные знания, навыки и умения, развивали интеллект.

У детей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. На достаточном уровне развиты объем внимания и памяти, воображение и гибкость мыслительных процессов (умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать).

Работа с родителями.

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Во взаимодействии с родителями использовала следующие формы работы:

1. Анкетирование родителей «Изучение познавательных интересов детей».

2. Знакомство родителей с развивающими играми (их значимость).

3. Консультации – индивидуальные и групповые, рекомендации, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи.

4. Домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми знания. (Для родителей создана папка с материалом по использованию игровых технологий)

Провела совместно с детьми и родителями математический ринг для педагогов (открытый просмотр, где участники показали себя как настоящие игроки и отнеслись к соревнованию очень серьезно.

Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования познавательных способностей у своего ребенка.

В новом учебном году буду продолжать внедрять в образовательно-воспитательный процесс инновационные технологии.

Перспективный план по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

месяц Задачи обучения Логические игры, задачи, упражнения

Сентябрь -упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета;

-совершенствовать навыки счёта в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке;

-развивать логическое мышление, внимание, память;

-продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли. д/у «Сосчитай-ка»

Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)

д/и «Математические корзинки» (Игры Воскобовича)

Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки

Октябрь -закреплять умение оперировать знаками +, -, =, >, <;

-закреплять умение оперировать алгоритмами;

- Развитие способности к анализу. абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвлённый алгоритм – («выращивание дерева») ; творческого мышления, воображения.

- закрепить знания о геометрических фигурах

- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей д/з «Напиши в пустых квадратах нужные знаки»

д/и «О чем говорят числа» (палочки Кьюизенера)

Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»

д/у «Узнай код»

д/и «Выращивание дерева» (блоки Дьенеша)

д/и «Чудо-крестики»,

д/и «Квадрат» (Игры Воскобовича)

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия А, Б)

Ноябрь - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

-учить детей решать кроссворды;

-закреплять знания о цифрах, буквах;

-закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

- ориентировка во времени

-развивать быстроту мышления, соображения, смекалку. д/и «Конфетная фабрика»,

Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия В)

Шашки

д/и «Пифагор»

д/и «Колумбово яйцо»

д/у «Какое время показывают часы»

Кроссворды, ребусы, лабиринты

Декабрь - Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

- учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве «левый», «правый», «между».

- развивать способность к математическим рассуждениям и соответствующим математическим действиям

- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. д/з «Выполни задание от Незнайки», «Олимпийские кольца»

Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьенеша)

д/и «Путешествие на поезде»

д/и «Как разговаривают числа»

«Пазлы» (мелкие)

д/з «Впиши такую цифру, что бы ответ был правильным».

д/у «Реши задачу»

д/и «Геоконт»

д/у «Поработай рукой»

д/з «Перепутанные линии»

Игры и упражнения с цветными счетными палочками

Задачи-шутки

Январь -закреплять умение классифицировать по трё м признакам: цвет, форма, размер;

-закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру;

-развивать внимание, логическое мышление.

- учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, формировать умение строить числовой ряд, развивать зрительный глазомер.

- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»

д/и «Наведи порядок»

д/и «Игра с тремя обручами» (блоки Дьенеша)

д/у «Помоги Вини Пуху»

д/и «Трамвай» (палочки Кьюизенера)

д/и «Волшебный круг»

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)

Февраль -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, познакомить с ромбом;

-упражнять в преобразовании геометрических фигур;

-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)

д/и «Вьетнамская игра»

д/и «Листик»

д/и «Сфинкс»

д/и «Гексамино»

Шашки

Пазлы (мелкие)

д/у «Поработай рукой»

д/з «Перепутанные линии»

Март -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, познакомить с ромбом;

-упражнять в преобразовании геометрических фигур;

-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьенеша)

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Д)

Задания из альбома «Страна блоков и палочек»

д/и «Вьетнамская игра»

д/и «Листик»

д/и «Сфинкс»

д/и «Гексамино»

д/у «Помоги Незнайке решить задачи»

Апрель - развитие памяти, логического мышления, творческого воображения

- освоение приемов арифметических действий в пределах 20

-закрепить умение ориентироваться в пространстве;

-развить графические навыки.

- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»

д/и «Найди все дороги» (блоки Дьенеша)

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)

д/и «Пифагор»

д/и «Колумбово яйцо»

«Графические диктанты»

Задачи-шутки

Май - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

-учить анализировать и сравнивать две группы фигур;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. д/и «Посади цветы на клумбе» игры из альбома «Спасатели» (блоки Дьенеша)

Задания из альбома «Страна блоков и палочек»

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)

д/у «Поработай рукой»

д/з «Перепутанные линии»

Список используемой литературы:

1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.

2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.

3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.

4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.

5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.

6. «Психология» Л. А. Венгер, В. С. Мухина

7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.

8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

9. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление ООО издательство «Дом ХХ1 век» 2008г.

10. Блоки Дьенеша для самых маленьких. Б. Б. Финкелыптейн.

Публикации по теме:

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Актуальность: Именно с логического мышления начинается.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством Тико-конструктора» Современное общество требует для развития государства поколение людей мыслящих, творчески думающих, умеющих решать нестандартные задачи,.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Логические задачи» Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Описание опыта работы на тему «Формирование логического мышления детей средствами логико-математических игр» .

Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста с использованием камешков «Марблс» Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, о.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр (методические рекомендации).

Развитие логического мышления у детей дошкольного возрастаРазвитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Я, Телышева Татьяна Викторовна, работаю в МБОУ ЦО №24 г. Тулы воспитателем в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 22:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Шарапова Сания Уразмухамедовна (УИ 83024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД