Татьяна Караваева
Игровой занимательный материал как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации и уже наравне со взрослыми владеют различными гаджетами, планшетами, смартфонами. Но ведь не это же главное, верно? Именно сегодня им требуются определенные понимания и умения добывать знания самим, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям. Тут не каждый взрослый успеет, не то, что ребенок! Как же научить его полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Как повысить его познавательный интерес?
Публикация «Игровой занимательный материал как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Никто не будет спорить о том, что высокий уровень развития логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния его компетентности, успешности зависит наше будущее.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной педагогике немаловажная роль принадлежит игровому занимательному материалу. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Он интересен для детей, эмоционально захватывает их. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к проблемной задаче, инициативу.
Известно, что в дошкольном образовательном учреждении занимательный игровой материал используется педагогами с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями.
Сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются для этого хорошим средством. Ведь именно они привлекают детей своей необычностью, загадочностью, поэтому их использование в обучении детей является достаточно эффективным.
Кроме того их можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста, которые направлены на повышение интереса, развитие положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Ведь именно проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.
При этом непременным условием является применение на практике системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, ребусов, кроссвордов, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
С целью повышения педагогического мастерства педагогов в области современных образовательных технологий по проблеме развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, как основы познавательной активности в подготовке к успешному обучению в школе, были разработаны методические рекомендации «Логика и занимательная математика».
Основныезадачи, реализуемые педагогом при использовании разработки:
1. Обеспечить повышение уровня профессионализма педагогов через активное применение в практике работы современных образовательных технологий по проблеме развития логического мышления у дошкольников, с использованием дидактических игр, головоломок, логических игр и лабиринтов.
2. Мотивировать педагогов к обновлению содержания дошкольного образования, через включение методов и приёмов развивающих игр и технологий в педагогической деятельности.
3. Формировать потребность педагогов в самообразовании, в развитии интеллектуальной и творческой активности.
4. Активизировать мыслительную деятельность детей дошкольного возраста в развивающих играх, логических задачах.
5. Формировать важные качества личности у детей, таких как самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.
6. Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты от использования методических рекомендаций педагогами в организации образовательной деятельности ДОУ:
повышение потребности педагога в самообразовании, в развитии интеллектуальной и творческой активности;
построение развивающей среды на основе совместной партнерской деятельности всех участников педагогического процесса;
увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии;
повышение интеллектуального уровня воспитанников в логико – математическом развитии : высокой познавательной мотивации, умения рассуждать как компонента логической грамотности, развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
вовлечение родителей в образовательный процесс.
В основу разработки методических рекомендаций и универсальных игровых пособий вошли следующие игровые технологии А. А. Столяр, А. В. Белошистой, К. В. Шевелева, Л. Ф. Тихомировой, Льва Штернберга (ребус-метод, Шамиля Ахмадулина (блокнот-тренажёр).
Таким образом, развитие логического мышления и формирование познавательного интереса у дошкольников успешно осуществляется в процессе использования игрового занимательного материала. Несомненно, это возможно при условии определенной системы в работе с игровым занимательным материалом, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения проблемных задач.
Следует подчеркнуть, что мастерство педагога заключается, прежде всего, в умении побуждать, укреплять и развивать познавательные интересы воспитанников, делать процесс познания богатым, глубоким, привлекательным, а саму деятельность разнообразной, творческой, продуктивной.