Светлана Потапова
Опыт работы «Развитие познавательно-математических представлений средствами музыкально-театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий, способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения, поэтому все службы образовательных учреждений (педагогическая, медицинская, психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.
Каждый дошкольник с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир и при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, дети уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивают многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательно-математических представлений средствами музыкально-театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка. Накопленные знания и опыт ребенка могут быть объемным, но неупорядоченными, неорганизованными,поэтому систематизировать эти знания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это является основой дальнейшего математического образования.
Музыкальное воспитание ребенка - составляющая духовного развития ребенка может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно – образовательного процесса.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.
В младших группах на муз занятиях, во время пальчиковой гимнастики,дети знакомятся с порядковым счётом(1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять,на лугу,на лугу стоит чашка творогу,прилетели 2 тетери-поклевали-улетели.)Также при исполнении песен (жили у бабуси 2 весёлых гуся).дети знакомятся со счётом.
В старших группах на слушании музыки,дети определяют 2-х или 3-х частный раз-р произведения,также ввожу игру «Музыкальный квадрат»,которая развивает ещё и внимательность и закрепляет уже полученные знания.
В подгот. группах при знакомстве с нотами и нотным станом,обязательно определяем кол-во нот,из скольких линеечек состоит нотный стан,где располагаются ноты по отношению этих линеечек (под,над,между строчкой).
При разучивании танцев и танцевальных движений,конечно же все используют счёт -раз,два.
Также во время знакомства с песней обращаю внимание детей на структуру песни (сколько куплетов,есть ли повторения в строчках).Таким образом,у детей формируются понятия о кол-ве,числовой последовательности,понятия о цифрах.
В театрализованной деят-ти также используются методы для развития математ-х способностей дошкольников. Уже с младших групп мы знакомим детей со сказками и конечно же обыгрываем их (кук. театр,теневой,настольный театр)В каждой группе найдутся сказки «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят».У детей уже с самого раннего детства на слуху понятия о числах, цифрах и количестве,которые должны далее развиваться в старших группах.
К музыкально-театрализ. деят-ти относятся различные развлечения и вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала способствуют развитию познавательной деят-ти детей : аналитическое восприятие,устойчивое внимание,память,речь,пространственное воображение. В процессе развлечения дети закрепляют полученные знания,умения и навыки. Причём всё это происходит в обстановке,которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений. Музыка,песни,стихи,красочные пособия и различные атрибуты доставляют детям радость,развивают эстетические чувства.
Исходя из характера и содержания,можно выделить сюжетные и бессюжетные развлечения. Сюжетные делятся на 2 группы:с элементами драматизации и сюжетно-ролевые игры.
1. Развлеч-я с элем-ми драматизации строятся на основе сказок,литерат-х произведений.
2. Сюжетно-ролевые игры- это различные «путешествия» (на поезде, корабле ковре-самолете, «концерты» и т. д. здесь дети производят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. В сценарий включается занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях является воспитатель.
К бессюжетным можно отнести весёлые соревнования по типу спортивных досугов. Посл. время популярными стали игры-квесты,где детям предлагается отыскать тот или иной предмет,который можно отыскать при помощи различных заданий. При проведении таких развлечений необходимо соблюдать некоторые правила:
- Сочетать художественный и познавательный материал (атрибуты и оформление должны стимулировать активность детей в решении интеллектуальных задач).
- Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов. Можно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен испытывать удовлетворение от преодоления трудностей, достижения цели.
- Предусмотреть смену разных видов деятельности. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из ситуации, дать ответ на вопрос и т. д.)
- Выполнение заданий сопровождать музыкой – это создает эмоциональную, приподнятую атмосферу досуга.
И конечно же игры очень способствуют усвоению материалов математического содержания.
Примеры игр, используемых в развлечениях.
«Не промочи ноги»
На полу разложены пронумерованные дощечки. Надо пройти по дощечкам, согласно цифрам (прямой и обратный счет)
«Чей кружок быстрее соберется?»
Дети под музыку двигаются по залу, выполняя различные движения. По сигналу встают по двое, по трое, по четверо и т. д.
«Найди сокровище»
Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.
Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой комнате.
Ход игры. В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предлагает отыскать сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано местонахождение сокровищ. Играющие в паре рассматривают схему, расшифровывают ее и начинают искать тайник. Родитель читает, от какого ориентира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через сколько шагов поворачивать вправо или влево и т. д. Ребенок двигается в заданном направлении.
«Флажки»
- Игроки стоят в кругу. Каждый держит в руке флажок. Первый играющий говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два», второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т. д.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Цель. Совершенствовать представления о последовательности чисел первого десятка.
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет, как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа и возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.
Математические шутки
1. Жили-были два зайца Прыг и Скок. Очень они любили морковку. Один съел три утром, а второй на три морковки больше. Сколько всего съели морковок?
2. Гулял волк по лесу и собирал цветочки. Кому подарить? Ну, конечно, красной Шапочке! Две ромашки, два василька, два колокольчика. Сколько цветов в букете?
3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
4. В лесу росла береза. На ней росли яблоки:1 зеленое,2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
5. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего
Таким образом,следуя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод,что развитие математических представлений у дошкольников,невозможно без музыкально-театрализованной деятельности.