Елена Сухореброва
Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность как форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
Проектная деятельность в детском саду является важным инструментом для создания партнерских отношений между воспитателями и родителями. Данная форма взаимодействия способствует укреплению связи между семьей и образовательным учреждением, а также помогает родителям лучше осознавать процесс воспитания и образования своих детей. Проект может включать различные мероприятия, направленные на совместное решение задач, связанных с развитием детей, обмен опытом и идеями. Важным аспектом проектной деятельности является внедрение инновационных методов работы, что открывает новые горизонты для взаимодействия и способствует более глубокому пониманию потребностей ребенка в условиях детского сада.
Проект - это совокупность приёмов, действий в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде конечного продукта.
Метод проектов система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе
планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. С его помощью описывается комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в ДОО – сотрудничество, содействие, партнерство.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Родителям это необходимо, для того, чтобы научиться понимать ребенка. Стержнем проектной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается рядом определяющих характеристик данного возрастного периода. Это любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. В этот период все в большей степени проявляется стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, формируется умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта, различают несколько видов проектов.
1. Исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формулировки цели проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.
2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов. Дети пяти-семи лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей.
3. Приключенческие, игровые проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается. Участники подобных проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют необходимые действия.
4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущей детям любознательности, потребности выполнять общественно значимую работу, приносить пользу, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в их основе, и очевиден прикладной характер предполагаемого результата. Для обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом педагогу необходимо заранее составить вместе с дошкольниками детальный план описания объекта, определить необходимую последовательность действий.
5. Практико-ориентированные проекты связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого материально представленного результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различным.
Для того чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, необходимо определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид проектов имеет определенную логику построения.
Общая схема организации проектной деятельности может быть следующей.
1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки специалистов.
Необходимо отметить, что помимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности является степень участия дошкольников в проекте. Поэтому, являясь лишь исполнителями даже самого интересного проекта, дети быстро утрачивают к нему интерес, теряется его потенциал.
2. Начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно - ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По внешней форме - это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении.
Отличительная особенность такой ситуации состоит в том, что в ее рамках ребенку предоставляется возможность совершить «личностное действие» (В. В. Сериков) - увидеть себя по отношению к другим людям, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть незнание, непонимание.
Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Важно отметить, что речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязанной извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы.
3. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.
4. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана.
Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды. По мысли одного из родоначальников проектного метода Д. Дьюи, важнейшим в данном способе построения учебной деятельности является создание в организованном образовании условий, близких к естественным. Прежде всего это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится существенно более насыщенной и разнообразной, чем это принято при использовании традиционных методов, приобретает «способность побуждать к активной поисковой, творческой деятельности» участников проекта. Такую среду принято называть активизирующей.
5. Реализация проекта.
5.1. «Информационный запрос».
Проблема, являющаяся пусковым механизмом для начала проектной деятельности, обычно представляет собой противоречие между неким фактом и уровнем представлений детей о нем, определенными задачами и возможностями их решения. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у дошкольников информационный запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению определенных навыков. Таким образом обеспечивается мотивационная основа образовательного процесса, расширяется спектр осваиваемых детьми умений, формируются образовательные потребности.
5.2. Практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать «информационный запрос», а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определенных корректив.
На этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организации совместной познавательной деятельности дошкольников, педагогов и родителей, создается почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей. Самостоятельность детей на данном этапе проекта закладывает основу таких качеств как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
6. Презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности.
Практико-ориентированные проекты венчает выполнение намеченного дела; творческие - показ спектакля, мультипликационного или видеофильма; исследовательские - сообщение о ходе и результатах исследования; информационные - демонстрация и использование собранной информации.
Приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на «проживание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составляющая - процесс деятельности, результат же имеет наиболее подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение, т. е. для подобного вида проектной деятельности чаще всего не предполагается особо организованного презентационного этапа.
7. Рефлексивно-оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности.
Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов отмечали, что смещение акцентов с результатов на процесс деятельности является одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста, закладывающих основы будущей учебной деятельности.
Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанным детьми при работе над проектом.
Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребёнка и взрослого и строится на следующих принципах.
1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. Она возникает тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над её решением.
2. Проектная деятельность предполагает движение ребенка в пространстве возможного. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. Важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно можно сделать.
3. Проектная деятельность опирается на субъективность ребёнка, то есть на выражение его инициативы проявление самостоятельной активности. Субъективность ребенка выражается в наличие собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности.
4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов. Ребенку важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.
5. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата- того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта, следовательно проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.