Любовь Бутова
Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами речемыслительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр Развития Ребёнка –детский сад № 165»
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Воспитатель высшей категории
Бутова Любовь Владимировна
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Творческое воображение и потребность самостоятельно действовать – это стержень личности, выражающий своеобразие, неповторимость растущего человека.
Актуальность темы, на мой взгляд, заключатся в следующем. В нынешний век компьютерной технологии дети теряют умение фантазировать, у них мало живого, речевого общения со взрослыми и сверстниками, так как это заменяется современным телевидением и компьютерами.
Современные родители мало читают детям, и поэтому у детей теряется умение рассуждать, придумывать, сочинять.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минутку, что человек не обладал бы фантазией! Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? (особенно писать сочинения). Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится!
В «Концепции модернизации образования конкретизируется: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, умеющие находить нестандартные решения». Как видим, развитие творческой личности – это заказ современного общества».
Из практического опыта можно сделать вывод : чем богаче развито у ребенка воображение, тем он успешней во всех видах деятельности и интересен, как личность.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека.
В течении нескольких лет педагогический коллектив нашего ДОУ целенаправленно работает над темой развития креативного потенциала воспитанников. Совместно с научным руководителем кандидатом педагогических наук С. В. Кузьминым нашим коллективом была разработана «Образовательная программа». В ней был обобщен опыт всего педагогического коллектива по развитию креативности в разных видах детской деятельности : игровой, речевой, театрализованной, изодеятельности. Вот поэтому тема моей работы была выбрана не случайно, так как весь педагогический коллектив целенаправленно работает по развитию творческого потенциала наших воспитанников.
Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения.
Развитие творческого воображения во многом определяется взрослыми.
Работая над данной темой с детьми старшей группы, я поставила цель:
Создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников средствами речемыслительной деятельности.
Для достижения цели были определены задачи по развитию творческого воображения у дошкольников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую работу по теме;
2. Разработать «систему» работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Составить перспективное планирование по формированию творческого воображения дошкольников;
4. Обогатить предметно-развивающую среду для реализации творческого потенциала детей;
5. Подобрать диагностический материал для мониторинга творческого воображения дошкольников;
6. Постоянно сотрудничать с семьей по развитию творческого потенциала детей.
После изучения научно-методической литературы я разработала систему работы по развитию творческого воображения средствами речемыслительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Творческое воображение развивается во всех видах деятельности, на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, а именно:
1. Образовательной деятельности
2. Совместной деятельности взрослого с ребенком
3. Самостоятельная деятельность детей
Развитие творческого воображения средствами речемыслительной деятельности происходит в следующих образовательных областях:
Социализация и чтение художественной литературы
Особенно успешно творческое воображение развивается в игровой деятельности. Мы учим детей сюжетно-ролевым, режиссерским играм, играм с правилами на воображение и эмоции, играм-импровизациям, а так же театрализованным играм.
При чтении художественной литературы использую наглядное моделирование и сочинительство. В совместной деятельности взрослого с детьми я использую также сочинительство (например, на прогулке сочиняем сказку о приключениях желтого листочка, или историю о снежинке).
В совместной деятельности я предлагаю детям решить различные проблемные ситуации, как специально организованные воспитателем
(например, можно внести в группу потерянный сотовый телефон или барсетку и придумать с детьми разные варианты как найти владельца потерянной вещи, так и ситуации, создавшиеся в жизни случайно.
(например, мальчик качался на стуле и сломал его - обсуждаем с детьми ситуацию и придумываем что же думает стул). Всю работу по развитию творческого воображения я проводила в тесной взаимосвязи с семьей:
- Анкетирование;
- Беседы, индивидуальные консультации, родительские собрания;
- Задания на дом по творческому рассказыванию;
- Оформление портфолио каждого ребенка;
- «Дни открытых дверей» -посещения родителями занятий и совместных праздников;
- Уголки творчества «Искорка» - совместное творчество родителей и детей.
В ходе работы был составлен перспективный план организационной деятельности по развитию творческого воображения дошкольников. За основу была взята программа «Развитие». Раздел по развитию речи и художественной литературе. В организованную деятельность были введены занятия по креативности. Вот некоторые темы организованной деятельности.
Во время занятий я использовала ряд обучающих приемов для развития творческого воображения, инициативы детей при составлении творческих рассказов :
1. Составление рассказов из опыта детей и придумывание ими на одну и ту же тему.
Например, «Как я провел выходные» и «как я мечтаю провести выходные» или «как я ходил в цирк» и «как я мечтаю сходить в цирк».
2. Предварительный разбор отдельных вопросов плана рассказа. Он помогает детям богаче и последовательнее описать действующих лиц, природу. Например, придумывая рассказ «как Миша нашел щенка», мы предлагаем детям придумать, где Миша мог найти щенка. Дети дают разные ответы:
«В парке», «у реки», «на дороге» На вопрос: «какой был щенок?» следуют ответы о его внешнем виде. А взрослый может изменить направление мысли, рассказав детям, какую разнообразную пользу может принести собака. (Ищейка, сторожевая, пограничная).
Ответы детей помогают активизировать необходимый для рассказов словарь.
3. Эффективен также прием активизации воображения при обучении умению описывать внешний вид героя, предметов, пейзажа. Например, детям предлагается придумать сюжетный рассказ на тему: «как Наташа потеряла варежку». Дети должны придумать, какие варежки были у девочки. Это сосредотачивает детей на описании. После того, как будут прослушаны несколько разнообразных описаний, воспитатель предлагает детям план составления рассказа: кто купил (или связал) Наташе варежки? Какие они были? Как она их потеряла? Кто помог их найти?
4. Существует еще интересный прием для развития воображения – придумать начало, середину и окончание рассказа, начатого воспитателем. Взрослый старается предложить такую завязку, которая допускает несколько логических развязок.
Например, в рассказе «как Сережа помог Кате «может быть несколько вариантов конца рассказа или «Приключения зайчонка» - середину рассказа можно придумать в разных вариантах.
Следующим приемом по развитию творческого воображения средствами речемыслительной деятельности является индивидуальное придумывание с опорой на заместители (это цветные кружки или полоски разной длины). Например, серый кружок – это зайчик, оранжевый – лисичка, зеленый – кузнечик. Дети придумывают историю о том, что с ними однажды случилось. Потом выбираем лучшую историю, причем надо обосновать, почему она лучшая, чтобы записать ее в тетрадь для выдумок.
Существует прием – индивидуальное придумывание с опорой на реальность. Например, создаем проблемную ситуацию – мы нашли потерянный кошелек, сотовый телефон или барсетку. Что делать? Как найти хозяина? Надо сначала рассмотреть, описать вещь и определить, кому она может принадлежать и высказать предположения как можно ее вернуть, куда обратиться с находкой?
Коллективная выдумка.
Дети парами дорисовывают «картину», которую оставил «художник», а потом они придумывают историю по этой картине и дают ей название.
Придумывание сказки с помощью наглядной модели
«Сказка-сочинение на ладошке». Дети обрисовывают свою руку, каждый пальчик – это придуманный герой сказки.
Для того, чтобы занятия были более эффективными и достигали поставленных целей, необходимо выполнить определенные условия:
1. Проведение занятий в игровой форме
2. Использование разнообразных методов и приемов, современных технологий. (Создание арт - студий для развития творчества детей, театральных уголков, «мини-музеев», например, кукол или сказочных героев).
3. Использование игровых пособий (волшебный сундучок, волшебный мешочек с загадками, сказочные предметы).
4. Использование современного оборудования (музыкальный центр с записями сказок, голосами природы, учебные видеофильмы, иллюстративный материал).
Очень важно учитывать индивидуальные особенности детей. Создавать доброжелательную обстановку среди детей. Ребенок не должен бояться дать неправильный, нестандартный ответ, нельзя ограничивать инициативу детей.
Из различной литературы были отобраны и систематизированы игры по развитию творческого воображения у старших дошкольников и создана картотека игр. Игры спланированы по принципу: «от простого к сложному». Данные игры используются не только на занятиях, но и в утренние, вечерние часы, на прогулке.
Творческое воображение у детей формируется в процессе игровой деятельности. Старший дошкольный возраст- это расцвет сюжетно-ролевой игры. Перед вами на экране фотографии сюжетно-ролевых игр, которые мы проводили с детьми нашей группы. «Цирковое представление», кафе «Вернисаж», «Автомастерская», магазин «Бимарт». В играх отражается накопленный жизненный опыт детей, а взрослые создают условия, обогащают предметно-развивающую среду.
Считается. Что все виды игр по существу являются искусством детей, их творчеством.
Среди различных видов детских игр – игра в «Театр» (пальчиковый, кукольный, лопаточный, игры- драматизации занимают особое место.
Дети в театральной игре передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремятся передать все это так, чтобы окружающие поверили им.
В данных играх дети и артисты, и зрители, воспринимающие роли, они же и декораторы-рисуют картины, пригласительные билеты, делают костюмы, подбирают и творчески используют игрушки и природный материал. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством.
В своей работе с детьми по развитию творческого воображения я использовала методы педагогического наблюдения и психологической диагностики. С целью выявления уровня развития творческого воображения у детей старшей группы в начале учебного года и в конце были проведены совместно с психологом диагностические обследования по двум методикам.
1. Автор первой методики «Вербальное фантазирование» или речевое воображение – Р. С. Немов.
Задание: «придумай сказку про зайчонка по началу»
Цель: изучение воображения в словесном творчестве.
Данные протоколов оформлялись в таблицы на каждого ребенка. Если в начале учебного года в словесном творчестве дети в основном пытались пересказать знакомые сказки, немного меняя ситуацию, используя только прямую речь, то в конце учебного года уровень развития воображения повысился. Дети уже могли ярко описывать ситуации и героев, речь стала выразительной, образной, разнообразной. Дети уже использовали в речи диалоги.
Вот одна интересная сказка девочки Алины, 6 лет.
«Жил-был маленький зайчонок. Звали его Пушистик. Пошел он однажды гулять в лес. Ходил, ходил и сел на маленький кустик. И думает; «почему этот кустик такой коричневый? Наверно, завял». А это был медвежонок. Он встал, и зайчонок с него свалился. Медвежонок говорит: «Хорошо, что ты в бочку с медом не упал», познакомились они и решили вместе путешествовать. Сели в самолет и полетели в Африку. А там их встретили обезьяны и говорят: «Давайте прыгать по деревьям!». «Мы не умеем»,- отвечают зайчонок и медвежонок. «Тогда угощайтесь кокосами». Они съели угощение, сказали «спасибо» и вернулись домой!
Вторая методика называется «Дорисуй картину», автор Е. П. Торренс.
Цель: изучение оригинальности рисунков детей 6=летнего возраста.
Задание: детям дается 10 листочков. На каждом нарисованы фигурки. Дети могут, как волшебники, превратить их в любую картинку. Для этого можно дорисовать к фигуре все, что захочется, но так, чтобы получилась красивая картинка. Время выполнения задания не фиксируется. Для оценивания результатов задания находим показатель оригинальности. Это те изображение, которые не повторяются у многих детей.
Рисунки оцениваются баллами:
Оригинальные рисунки-1 балл;
Малооригинальные-0,5 балла;
Неоригинальные-0 баллов.
Сумма баллов и будет показателем оригинальности рисунков.
Заключение.
После проведения целенаправленной систематической работы с детьми старшей группы по развитию творческого воображения произошло повышение уровня развития психических процессов у детей данной группы.
В проведенной работе прослеживается связь с одним из важных компонентов развития воображения - жизненным опытом детей, который постепенно накапливается благодаря занятиям, играм, театрализованной деятельности и сохраняется, благодаря памяти, развивающейся под влиянием речемыслительной деятельности.
Дети эмоционально прослеживали события, сюжеты придуманных сказок и историй, и только тогда смогли воплотить свои мысли, чувства и переживания в словесный образ и реализовать себя в творчестве. В результате проведенной работы повысилась познавательная активность детей : они с большим интересом, желанием принимали участие в других видах деятельности : по рисованию, лепке, музыке, конструированию.
Все чаще дети стали самостоятельно включать свое воображение и фантазию в различных играх.
Например, наблюдаю на прогулке, как дети организуют сюжетно-ролевую игру «мир динозавров»- двигаются, подают возгласы, делятся на группы, выходят на схватку, высиживают яйцо динозавра, применяя футбольный мяч (для них это яйцо динозавра). Дети создают новые оригинальные сюжеты игр, проявляют творческое воображение, реализуют свой замысел и самостоятельно стараются найти средства для его выполнения.
Были и трудности в работе :
Детям было трудно выразить свои чувства, некоторые были очень замкнуты
Дети повторяли мысли и чувства других детей
Теперь они стараются придумать что-то свое.
Например, в заместителях белый кружок – раньше чаще использовался как белый зайчик, а теперь - снежная королева, снежинка, снеговик, варежка, белая роза.
Сначала детям трудно выслушать друг друга, часто перебивали. Но при систематической работе по развитию творческого воображения дети научились с интересом слушать друг друга, и как следствие повысился уровень произвольности.
Дети стали дома с родителями сочинять сказки и истории.
Наши дети теперь фантазируют и не нуждаются в подготовке взрослыми специальной обстановки. Вот один недавний пример проявления детской сообразительности на прогулке:
Осенью во время прогулки с детьми сгребаем опавшие с деревьев листья в большие кучи и собираем в мешки для дворника. Во время работы придумываем с детьми интересные истории про пиратов. «Будто бы листья - это золото. Мы нашли ан острове пиратский клад, надо сложить золото в мешки и вывезти на корабле – но куда? –вот в чем вопрос. Дети придумывали разные варианты (перепрятать на другом острове, привезти домой, в другую страну, что потом делать с золотом? Что купим? - дом, машину, игрушки или раздадим золото бедным и больным. С кем поделимся золотом? Итак, совместный труд превращается в увлекательную игру.
Интересная игра «Бином фантазий» - преувеличение или уменьшение. Представьте, что здесь появилась огромная муха во всю группу, реакция детей : «мы все прилипнем к стенам и задохнемся». Или маленький слон на ладошке.
Часто бывает такое, что дети не хотят спать в детском саду. Тогда мы играем в творческую словесную игру «оживление предметов, окружающих детей» - сочиняем сказку про кровать: «Жила – была кровать, которая не давала спать мальчику, скакала под потолок, хохотала, выбегала из комнаты. Что могло произойти дальше?» Дети придумывают: ее надо полечить, дать лекарство, поставить в угол, запереть в комнате.
Одним из этапов нашей работы по развитию творческого воображения стало участие во Всероссийском конкурсе, который проводился учебным центром Венгера для детских садов, работающий по программе «Развитие».
Развитие творческого воображения, произвольность и потребность самостоятельно действовать – все это развивает личность, выражает своеобразие, неповторимость растущего человека.
Развитие творческого воображения способствует появлению у детей внутренней позиции, делает их вне ситуативными и подготавливает к переходу на новую взрослую ступень – младший школьный возраст, к новой ведущей деятельности, которую психологи называют «учебной».