Ева Абдурашидова
Презентация «Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы: «Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
Абдурашидова Х. И., воспитатель
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Публикация «Презентация „Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи я, как педагог, создаю такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Это инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”). Продолжается развитие монологической и диалогической речи : инсценируем произведение “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, ставили спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, разъигрывали поролевое исполнение народного произведения “Петушок – голосистое горлышко” посредством кукольного театра.
В своей группе, также часто использую:
1. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
7. Разучивание загадок, считалок, скороговорок.
В процессе работы над ролью использую следующие приемы:
-составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
-сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
-анализ придуманных поступков;
-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.
Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценированные сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Активно вовлекаю родителей в данный процесс: они являются активными помощниками в пополнении развивающей среды : занимаются пошивом костюмов для кукольного театра, обогащают картотеку театрализованными играми (или оказывают помощь в ее эстетическом оформлении).
В перспективе на учебный год – устроить конкурс семейного творчества на сочинение лучшей сказки (таким образом привлеку и родителей, и детей к единому творческому досугу, способствующую развитию речи и фантазии, а затем устроим театрализованную инсценировку лучшей авторской сказки, считаю данная форма работы мотивирует и подогревает интерес воспитанников к данному виду, (несомненно развивающей) деятельности и индивидуализирует образовательный процесс. Спасибо за внимание!