Лукманова Мумина
Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. К шести годам опыт детского чувственного восприятия развит настолько, что помогает ему находить решения в проблемных ситуациях, самостоятельно выбирать способы обследования предметов и реализовывать простейшую экспериментальную деятельность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Наблюдать можно за живыми и неживыми объектами, за природными и социальными явлениями. Учите ребенка наблюдать без воздействия на предмет наблюдения, например, за облаками в ветреную погоду, за птицами, за осадками.
Помните, что наблюдение требует от ребенка высокой степени сосредоточенности и познавательной активности.
Наблюдение расценивается как познавательная деятельность, только если результатом его становится новое знание.
В процессе наблюдения ребенок должен активно рассуждать и описывать то, за чем он наблюдает.
Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок проявлял свою познавательную самостоятельность и чувствовал себя маленьким ученым.
Навыки наблюдения помогают ребенку изучать окружающий мир и являются ступенькой к экспериментированию.
К экспериментальной деятельности дети готовы уже в дошкольном возрасте. В экспериментальной деятельности всегда оказывается воздействие на изучаемый объект, а результатом становится открытие его новых свойств. Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в ходе исследования : решает, как воздействовать на объект и какие выводы сделать, взрослый лишь направляет и корректирует.
В экспериментальной деятельности особое место занимает предположение, которое основывается на уже имеющихся знаниях. В качестве таких знаний у детей выступает собственный сенсорный (чувственный опыт). Знания о свойствах тепла холода помогает ребенку понять, что происходит со снегом в квартире и с водой в холодильнике, но выводы о разных состояниях воды он делает с помощью взрослого.
Экспериментальная деятельность для ребенка гораздо привлекательнее, чем наблюдение. Она похожа на затейливую игру, у которой, однако, есть свои правила:
1. Начинать эксперимент необходимо с вопроса или предположения : «Что будет, если….»
2. Использовать несколько способов изменения объекта
3. Наблюдать за изменениями, происходящими с объектом
4. Словесно описывать результаты.
Уважаемые взрослые, хочется пожелать вам:
«Не жалейте времени на открытия, помогите своим детям ощутить радость познания, и тогда мир для ребенка будет полон счастливых чудес»