МААМ-картинки

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте

Ольга Василенко
Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте

Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются в индивиде под воздействием разнообразных факторов. В свою очередь, индивидуальность каждого человека определяется и характеризируется психологической структурой его личности. Современные исследования свидетельствуют, что отдельные черты и свойства личности не просто объединены в единственную сплошную структуру, а еще и образуют определенную иерархию. Вся структура, в свою очередь, определяется каждой ее составляющей.

Публикация «Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста состоят из разных взаимосвязанных между собой форм проявления его психики.

В частности, важной составляющей психических процессов ребенка является мышление – психический процесс, с помощью которого дошкольник познает сущность предметов, явлений и взаимосвязи, которые существуют между ними. Можно назвать ряд свойств мышления, которые способствуют формированию у ребенка активной позиции: глубина; широта; гибкость; критичность и тому подобное.

Сфера мышления современного ребенка формируется под воздействием существенных изменений в окружающем нас мире, и, прежде всего, в семье и дошкольном образовательном учреждении. Эти же изменения существенно сказались на усилении психосоциального развития современных детей, становлении их социального интеллекта. Поэтому, глядя на современных детей, мы можем смело объявить не какую-то часть, а всех их вместе другими, по сравнению с нами, людьми.

Под адаптационными возможностями ребенка старшего дошкольного возраста понимают совокупность физиологических, биоэнергетических, психических, психологических и других свойств человека, которые организованы по принципу взаимодействия и предопределяют способность человека адаптироваться к конкретным требованиям деятельности, условиям естественной и социальной среды и прочее.

Результативной является такая планомерная деятельность, которая отвечает условиям целостности и системности в организации индивидуальной жизни во всех его проявлениях. Мышление дает ребенку возможность осуществления принципиально новых форм деятельности, благодаря высшему типу научения ориентировочной деятельности (через построение внутреннего плана действий). Ж. Пиаже рассматривал мышление как ведущее универсальное средство уравновешивания ребенка со средой. Развитие интеллекта, считал он, происходят по двум направлениям: первое связано с интеграцией когнитивных структур, а второе – с ростом объективности индивидуальных представлений о действительности. По его мнению, мышление и интеллект – это наиболее совершенная форма адаптации организма ребенка к среде, это такая когнитивная структура, которая последовательно вбирает в себя (интегрирует) все другие, более ранние формы «когнитивной адаптации». [45,86]

А. Валлон основной движущей силой перехода ребенка на более высокие ступени развития мышления считает взаимодействие ребенка со все более усложняющимися условиями его существования, и прежде всего с социальным окружением, с миром созданных человеком вещей, отношений, способов поведения и т. п. Различные типы деятельности являются, таким образом, необходимым условием и способом формирования психики ребенка. Ведущей формы деятельности в раннем возрасте является игровая деятельность, которая является потребностью ребенка и необходимым условием социализации детской личности. Игра, благодаря подражанию и перевоплощению, помогает ребенку в познании предметного и социального мира. Мышление ребенка развивается в процессе различных видов деятельностей, среди которых игра отличается тем, что активно способствует переходу мышления на качественно новый уровень. Вместе с позитивными изменениями мышления, в процессе игры меняется, совершенствуясь, и речь ребенка. [10,64]

Важным психическим процессом ребенка старшего дошкольного возраста также является сила и направленность его эмоционально-волевых психических процессов. Воля – это способность человека, которая проявляется в самоопределении и самоорганизации им своей деятельности и разных психических процессов. Основные функции воли заключаются в:

- выборе мотивов и целей деятельности;

- мобилизации психических и физических качеств для достижения поставленной цели;

- преодолении препятствий и сложностей на пути к реализации поставленных целей;

- стимуляции активности действия при недостаточной ее мотивации.

Дошкольники с сильными волевыми качествами, как правило, являются лидерами в группе одногодок, способны на проявление сильной энергии, терпеливости, усидчивости в разных видах деятельности, склонны к смелым и новаторским идеям. [15,72]

Однако ребята не только познают окружающую их действительность, не просто участвуют или не участвуют в жизни детского коллектива, но и определенным образом относятся к событиям и процессам, которые происходят вокруг них.

Эмоциональная сфера индивида включает следующие элементы:

- долговременные, постоянные чувства, которые входят в мировоззрение ребенка (чувства любви, прекрасного, привязанность к семье, друзьям и др.);

- многочисленные переживания, которые формируются у ребят под воздействием конкретных событий, ситуаций (чувство страха или радости, удовольствия или возмущения, интереса или безразличия, уверенности или сомнения и др.);

- эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста (его настроение, тонус, активность или депрессию, оптимистичное или пессимистическое отношение к жизни).

Под психическими состояниями понимают: активность или депрессию; оптимизм или пессимизм; заинтересованность или безразличие; апатию или творческий подъем; убежденность или сомнения и пр.

Л. Выготский обосновывал системность всех психических процессов ребенка и того, что развитие каждого из них всегда осуществляется под воздействием доминирующей в сознании функции. Это в определенной степени касается и таких многозначных психических процессов, как воображение и творчество. Л. Выготский отмечал большое значение воображения для всестороннего развития и деятельности ребенка. Ведь, по его убеждениям, «все, что нас окружает и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, которое базируется на этом воображении».[11,5]

В своих научных трудах и, в частности, в работе «Воображение и творчество в детском возрасте», ученый доказывает, что «творческая деятельность. находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека, потому что этот опыт является материалом, на котором формируется воображение».[11,10] Л. Выготский обстоятельно описывает психологический механизм воображения, который включает выделение отдельных элементов предмета, их изменяемость (преувеличение или приуменьшение, сочетание измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их так называемую «кристаллизацию» в предметном воплощении. [11,34]

Старший дошкольный возраст – это сензитивный период для развития творческого мышления и воображения. Воображение тесно связано со всеми психическими процессами личности, особенное его значение в развитии речи. Развитое воображение дошкольника старшего дошкольного возраста является ценным качеством его личности, которое обеспечивает возможность легко преодолевать интеллектуальные нагрузки, является составляющей готовности ребенка к школе.

Гендерные особенности мышления в дошкольном возрасте определяются тем, что восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. У девочек в дошкольном возрасте лучше развита речь, но их ответы носят более однообразный характер, а мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах.

Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Девочки более чувствительны к шуму, звукам, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.

Большую часть информации девочки воспринимают на слух, а мальчики - зрением. То что, девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.

Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны. Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха». Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

Мальчикам нужен высокий темп работы. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий.

Мальчиков интересует суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает упомянутые нами эпизоды проделанной работы, затрагивая вполне определенные отделы мозга.

Для девочек важно, кто их оценивает и как. Такие слова активизируют сразу все отделы их мозга, и они живее реагируют на обращение.

Огромный взнос в теоретически-экспериментальные исследования творческого мышления и воображения был сделан широким кругом отечественных ученых, среди которых выдающееся место принадлежит Л. Выготскому и С. Рубинштейну.

С. Рубинштейн был глубоко убежден, что творческое мышление и воображение играет существенную роль в жизнедеятельности человека. Ведь, как психический процесс, оно связано с потребностью и возможностью личности творить что-то новое и потому может обеспечивать переработку и превращение новых образов, которые хранятся в памяти человека. Основы развития воображения закладываются еще в дошкольном возрасте.

Для старшего дошкольного возраста характерны следующие черты развития творческого мышления и воображения :

1. старший дошкольник начинает отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя продукты воображения (сформированные образы);

2. впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже к началу действий построить план выполнения (в случае воображения – план развертывания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя во время выполнения;

3. дети точно реализуют свои творческие замыслы, обычно дополняя их в процессе выполнения разнообразными деталями. [43,17]

Для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста необходимо применять следующие приемы:

- закреплять возможность пользоваться способом включения при создании основных образов-идей своих достижений;

- формировать умение представлять замысел собственного творения в виде наглядной модели и разворачивать ее в сюжетный рассказ;

- формировать операции моделирования, но основной акцент делать на стимулирование свободной операции с моделями, знаками, символами;

- особенное внимание следует уделять использованию способа включения, при котором заданный персонаж становится второстепенным героем придуманной сказки, чем обеспечивается оригинальный поворот сюжета. [20,49]

При этом у старших дошкольников могут возникать определенные трудности. К примеру, при переходе к самостоятельному моделированию некоторые дети могут предлагать примитивные решения, и только специальная отработка необходимых умений поможет им составлять более интересные, сложные, оригинальные и сюжетно организованные образы. Следует также отметить, что установка на определенность знаний, однозначность ответов на все вопросы, усвоение готовых схем превращения действительности ведут к снижению роли воображения, практически к полному его исчезновению у многих воспитанников, особенно если данные тенденции имеют место и далее – в начальной школе.

Чтобы избежать или минимизировать указанные негативные явления, психологами и педагогами разработаны следующие рекомендации. Впервые нужно использовать решение, в котором заданный объект служит просто внешним толчком к произвольно конструируемому образу, включаясь в него, как второстепенная деталь. Именно в этом случае и происходит, с одной стороны, опора на впечатления, которые ребенок получает от реальной действительности в соответствии с задачей дорисовывать предложенное изображение, а с другой – свободное манипулирование этими впечатлениями и использование их в качестве отдельных элементов нового образа. [21,107]

Игровая деятельность ребенка – это своеобразная форма выявления им своей активности, в которой на уровне своих знаний и умений он воссоздает действия взрослых и отношения между ними, познает предметы и их функции, социальную действительность своего окружения. В дошкольном возрасте ребенок уже пытается действовать самостоятельно. Но его физические и умственные возможности еще очень ограничены, поэтому он реализует свои стремления к общению в игровой форме.

В дошкольной игре формируются все компоненты личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, готовится переход к новой, высшей стадии развития. В игре выразительно проявляются особенности познавательных процессов, фантазии ребенка, его эмоциональность, активность, развивается творчество, потребность в общении. [11,17]

Связывая содержание выдуманной игровой ситуации с конкретными предметами, которые в игре заменяют реальные, ребенок активизирует свою память, воображение, мышление.

Во время игровой деятельности у ребенка развивается такое психическое новообразование как образное мышление, которое представляет собой сплав интеллектуальных и когнитивных процессов. Образное мышление формируется в раннем возрасте вместе с любознательностью ребенка, но свое интенсивное развитие и особенное значение приобретает именно в старшем дошкольном возрасте. Воображение принимает непосредственное участие в возникновении предвидений, предположений, когда решается определенное задание. С развитием воображения дети овладевают произвольными познавательными процессами, учатся ставить цель и достигать ее. Воображение принимает непосредственное участие в создании образа своего «Я», позволяет ребенку поверить в свои возможности, рисковать, надеяться на успех. Все это дает основание утверждать, что развитие воображения содействует эмоциональному развитию старшего дошкольника.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрыться и почувствовать себя уютно. Эти факторы являются очень важными для развития психических процессов ребенка, в частности – воображения. В этом контексте важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели, дети составляют план, избирают средства его осуществления. С развитием детей, ростом их сознания сложнее становится цель, более четким – план, постепенно игра переходит в общественную работу. [50,119]

Таким образом, среди множества психических процессов старшего дошкольного возраста особое место занимает мышление как особенная форма индивидуально-умственного опыта, где категория умственный опыт раскрывается как особая психическая реальность, которая определяет свойства интеллектуальной деятельности ребенка, а также его личностные качества и особенности социального взаимодействия. В процессе психического развития ребенка создается соответствующая иерархия структур, которые надстраиваются одна над другой, взаимодействуют между собой и в то же время не тождественны друг другу. На вершине этой иерархии находится мышление, которое имеет определяющее влияние на совокупность всех психических процессов ребенка. Ведь мышление и интеллект ребенка определяются как состояние равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка. Являясь совершенной из всех форм психической адаптации, мышление является наиболее эффективным орудием взаимодействия ребенка с окружающим миром. В психологии исследовано много научных фактов, которые указывают на определяющую роль мышления в развитии действия.

Подводя итоги отметим, что для всех возрастных этапов детей дошкольного возраста, и для старших дошкольников в том числе, характерна общая черта – творческое образное мышление является еще очень неустойчивым, оно не всегда подчиняется поставленной задаче, но ему присуще умение направлять представления в нужное русло, подчинять их определенным целям.

Поэтому уже в дошкольном возрасте особенно важно формировать образное наглядное представление, развивать интуицию, стимулировать потребность в раскрытии и расширении творческих возможностей ребенка.

Следовательно, активизировать творческое мышление можно путем развития воображаемых образов. Для этого необходимо учитывать возрастные особенности воображения детей старшего дошкольного возраста, применять приемы развития воображения, проводить анализ и коррекцию трудностей с созданием детьми воображаемых представлений.

Выводы по теоретической части исследования

Проанализировав развитие образной креативности в отечественной и зарубежной психологии мы видим, что креативность рассматривается как неоднозначная характеристика личности, которая формируется в процессе творческой деятельности человека, это широкая характеристика, которая определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом других психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и тому подобное. Рассмотрев личностно-ориентированный (А. Адлера, Ф. Баррона, А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Харингтона и др.) и когнитивный (познавательный) (Н. Коган, Г. Грубер, С. Медник, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Г. Уолмс и др.) подходы за основу нашего исследования мы взяли концепцию Дж. Гилдорда. В основе которой его модель структуры интеллекта.

Так же нами было рассмотрено понятие творческого мышления – это один из основных феноменов, выделяющих человека из природной биологической среды и определяющих формы и способы его социального поведения, следовательно, способность культурного созидания.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей младшего дошкольного возраста Слово «творчество» означает создание чего-то.

Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» 1. Упражнение «Мой любимый фрукт» Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения в дошкольном возрасте» Консультация для воспитателей: «Развитие воображения» Слайд 2: «Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Библиотека» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Библиотека» в старшем дошкольном возрасте. Задачи: Развитие сюжета; 1. Развивать.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Развитие воображения и творческого мышления. Занятие по тестопластике с цветным рисом «Золотая рыбка»Развитие воображения и творческого мышления. Занятие по тестопластике с цветным рисом «Золотая рыбка» Развитие воображения и творческого мышления. Занятие по тестопластике с цветным рисом «Золотая рыбка» Уважаемые коллеги! Хочу сегодня.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Этапы развития мышления Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято.

Консультация «Развитие творческой речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте» Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 мая 2018 в 21:36
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Василенко (УИ 378404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД