Светлана Ишмуратова
Развитие речи ребенка средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребенка через театрализованную деятельность
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь-основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Можно сказать, что речь человека- это его визитная карточка.
Публикация «Развитие речи ребенка средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2018
Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.
К сожалению в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Самый распространённый вид детского творчества, помогающий разнообразить речевую практику, оказывающий большое влияние на речевое развитие детей, стимулирующий речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствующий артикуляционный аппарат – это театральная деятельность.
Поэтому и возникла у меня идея - создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Для эффективности развития речи мною выполнялись следующие мероприятия:
1) использовала специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;
2) учитывала возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.
3) приобщала родителей к совместной театрализованной деятельности.
Применяла следующие формы работы:
• Чтение и совместный анализ сказок.
• Проигрывание отрывков сказок.
• Прослушивание сказок, стихотворений.
• Составление сказок с помощью мнемотаблиц, схем.
• Режиссерская игра.
• Словесные, настольные и подвижные игры.
• Этюды и упражнения.
• Хороводные игры, музыкотерапия.
• Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковые игры с проговариванием
• Разучивание чистоговорок.
• Применение кинезиологии.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили центр театрализации разными видами театра :
• стендовый;
• настольный театр;
• верховой;
• наручный;
• напольный;
• театр живой куклы.
Где дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену.
Выразительность речи является одной из составляющих характеристик речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции. Чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь слушателей. Привычку к выразительной публичной речи и преодоления чувство страха на сцене воспитываю только путём привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией: чтение стихотворений, исполнение песни и танца, участие в смотрах конкурсах, показ театрализованных представлений и т. д. Где дети добивались определенных результатов.
Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка.
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю : музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение.
Театрализованную деятельность пронизываю во все учебные и режимные моменты. Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства : потешки, считалки, чистоговорки, которые делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
Уважаемые коллеги!
У каждого из вас наверняка есть любимые упражнения, которые вы используете в своей работе.
И сегодня, я надеюсь, вы пополните свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Сегодня я хочу познакомить вас с одним из методов активного развития дошкольников – кинезиология.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, (т. е. наука о головном мозге).
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Прежде, чем начать свой мастер-класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.
Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой. Открываем глаза.
Уважаемые коллеги, сейчас мы будем выполнять комплекс кинезиологических упражнений по гимнастике мозга, который можно выполнять, как и детям, так и взрослым. Этот комплекс повышает интеллектуальные возможности человека, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, действует на развитие речи ребенка и взрослого.
1. Упражнение «Ухо – нос - хлопок»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой взяться за противоположное ухо. Одновременноотпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».
2. Упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
3. Упражнение «Столик»
Накрыть ладонью левой руки вертикальный кулак правой руки, затем поменять руки.
4. Упражнение «Кулак – ребро - ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
После каждого упражнения опустили руки вниз встряхнуть и дальше….
В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
Ну а теперь давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
Творческих всем успехов!