Гузэль Файзуллина
Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо при личностном развитии ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувство, волю. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к окружающему миру.
Публикация «Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты.
Цель: Формирование экологических знаний посредством исследовательской деятельности старших дошкольников.
Гипотеза: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет более успешна и результативна, если в процессе данного образования будет использоваться исследовательская деятельность.
Задачи:
1. формирование навыков опытно – экспериментальной деятельности;
2. развитие у детей интереса к исследовательской деятельности;
3. развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений, делать выводы и заключения.
1. Теоретические основы применения исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников
1.1. Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако, долгое время она оставалось чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей.
«Экология» - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой (Советский энциклопедический словарь). А. А. Плешаков (автор программы «Зеленый дом») определяет экологию как науку «о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой».
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильное отношение к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материал природного происхождения.
Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста разнообразные : это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение разных календарей, занятия простые и комплексные, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций.
В повседневной жизни проводятся наблюдения за животными, обитающими в уголке природы (за рыбами в аквариуме). Наблюдения содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания.
Это же самое относится к наблюдениям, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне и на участке. Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни, учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций : красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.
На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона.
Литературным стержнем технологии экологического воспитания старших дошкольников являются произведения Виталия Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки занимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают эмоциональный отклик детей, а по содержанию демонстрируют приспособленность животных к среде обитания.
Особое значение приобретают занятия – воспитатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы – теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядности показать экологические зависимости природы.
Значение игры в этом возрасте не уменьшается : воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
1.2. Роль исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.
Основные особенности исследовательской деятельности детей :
1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;
2. способствует формированию системы знаний о природе;
3. развивает познавательную активность;
4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;
5. оказывает влияние на развитие речи.
Необходимо помнить, что исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания.
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты. В современной дошкольной педагогике использование элементарной исследовательской - наблюдательной деятельности в детском саду рассматривается как введение элементов развивающего обучения в работу с дошкольниками.
Существует несколько подходов к определению понятия «опыт». Психологи отмечают, что опыт - это основанное на практике чувственно - эмпирическое познание объективной действительности. По определению педагогов, опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Использование опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми имеет огромное значение.
Во - первых, элементарная опытническая деятельность дошкольников является важнейшим средством удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений. Во - вторых, проведение опытов рассматривается как элемент развивающего обучения, применяемый в работе с дошкольниками, поскольку опытническая деятельность предполагает активное познание ребенком окружающей действительности и тех закономерностей, которые ей присущи. В - третьих, в процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что положительно способствует развитию их мыслительных процессов и операций.
В структуре опытнической деятельности выделяют следующие компоненты:
1. принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;
2. анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах;
3. отбор способов проверки;
4. проверка предположений;
5. формулировка выводов.
Познавательные задачи ставятся перед детьми воспитателем или могут возникать у самих детей. Важным условием при этом является использование педагогом в природоведческой работе с детьми различных проблемно-поисковых ситуаций. Познавательная задача должна быть направлена на установление связей между фактами и содержать вопрос, который несет небольшое количество информации, уже известной детям. Опираясь на эти знания, дети и разрешают познавательную задачу, самостоятельно «добывая» дополнительную информацию, а также осваивая новые способы познавательной деятельности.
Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: сначала - простые, содержащие элементарные, однозначные связи и зависимости; затем - более сложные, содержащие цепочки связей. Например: почему растаял снег, может ли растение жить без света и влаги и т. д.
В процессе решения познавательных задач дети переходят от установления внешних причин явлений к внутренним причинам. Постепенно дети учатся устанавливать не только единичные, но и общие для ряда явлений связи и закономерности. Анализ принятой детьми познавательной задачи проходит под руководством воспитателя. Воспитатель помогает детям выявить известную информацию и то, что еще детям не известно. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления и о его причинах. Предположения могут быть как правильными, так и ошибочными. Очень важно, чтобы воспитатель выслушал все предположения детей, обратил внимание на противоречивость высказанных предположений, помог найти правильный путь решения проблемы. В том случае, если сами дети затрудняются выдвигать какие-либо предположения, их выдвигает сам воспитатель.
Следующим этапом является отбор способов проверки выдвинутых предположений. Способы проверки предположения выдвигаются как детьми, так и воспитателем. Отбор способов проверки предположений тесно связан с самой проверкой, с непосредственным проведением опыта.
Последним этапом проведения опыта является формулировка выводов. Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельной формулировке выводов. Может быть так, что дети делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты, которые дадут возможность каждому ребенку понять изучаемый процесс или явление и сделать правильный вывод.
Для того, чтобы опытническая деятельность принесла положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
четкость формулировки целей и задач опыта;
предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
при проведении опытов с живыми объектами необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вред, ущерб подопытному объекту.
Все опыты, проводимые дошкольниками, можно разделить на три категории:
1. опыты с предметами неживой природы (песок, вода, глина и т. д.);
2. опыты с растениями (направлены на выяснение свойств растения как живого организма – питание, дыхание, движение и т. д.);
3. опыты с животными (направлены на выяснение специфики действия органов чувств – чем питается, хорошо ли слышит и т. д.);
Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.
2. Практический опыт использования исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников
2.1. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях
Сетка комплексно-тематического планирования
Сентябрь
1. Тема: «Невидимка – воздух»
2. Тема: «Волшебница – вода»
3. Тема: «Вода нужна всем»
4. Тема: «Ходят капельки по кругу»
Октябрь
1. Тема: «Здравствуй, ветер»
2. Тема: «Что увидим через воду»
3. Тема: «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы»
4. Тема: «Лед – твердая вода»
Ноябрь
1. Тема: «Какую форму может принять вода»
2. Тема: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
3. Тема: «Лед легче воды»
4. Тема: «Вода нужна всем»
Декабрь
1. Тема: «Как увидеть воздух»
2. Тема: «Как услышать воздух»
3. Тема: «Очистка грязной воды»
4. Тема: «Почему вода испаряется?»
Январь
1. Тема: «Какой бывает вода»
2. Тема: «Путешественница вода»
3. Тема: «Куда исчез сахар?
Февраль
1. Тема: «Как увидеть воздух»
2. Тема: «Как услышать воздух»
3. Тема: «Пар тоже вода»
4. Тема: «Свойства снега»
Март
1. Тема: «Очистка грязной воды»
2. Тема: «Вода не имеет вкуса»
3. Тема: «В гости к весне»
4. Тема: «Непослушная вода» Апрель
1. Тема: «Весна в природе»
2. Тема: «Почва, что входит в состав почвы?»
3. Тема: «Почему не тонут корабли»
4. Тема: «Необходимость удобрения почвы для роста растений»
Май
1. Тема: «Как выгнать воду»
2. Тема: «Предметы из стекла и металла»
3. Тема: «Радуга в комнате»
4. Тема: «Как разные почвы удерживают воду?»
При проведении занятий у детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях.
2.2. Ход и результаты работы по использованию исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников
Занятие 1
Опыт - наблюдение «Что увидим через воду»
Цель: закрепить знания детей о свойстве воды - прозрачность.
Материал и оборудование: таз с водой, мелкие предметы.
Ход: «Ребята, что у нас находится в тазу»? Правильно - это вода. А что вы мне можете рассказать о воде? (Дети описывают воду.)
Посмотрите, пожалуйста, что я делаю? (В таз бросается кубик.) Что стало с кубиком? (Он упал на дно.) А вы его видите? («Видим».) Какого он цвета? (Предлагается детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым закрывают глаза.)
-«Ребята, а почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды?». Делается общий вывод - вода прозрачная.
Занятие 2
Опыт - наблюдение «Какую форму может принять вода»
Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в котором она находится.
Материал и оборудование: ведро с водой, пластмассовые формочки.
Ход: «Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, для чего нам с вами нужна будет вода? (Дети высказывают предположения.) Сегодня мы свами будем продолжать знакомиться со свойствами воды. Мы постараемся узнать, есть ли у воды форма? Загляните в ведро и посмотрите, какую форму вода приобрела в ведре?
А теперь я дам каждому формочку и предлагаю вам в свои формочки из нашего ведра налить воды. Какую форму приобрела вода в наших формочках? А теперь поменяйтесь формочками. (Дети производят опыт.)
Так какую же форму может приобретать вода? (Детей подводят к выводу о том, что вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.)»
Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности среды жизни растений, животных, человека. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.
Анализируя систему работы можно сделать вывод: в результате исследовательской деятельности ребенок не просто усваивает знания, которые дает ему взрослый, - он активно привносит в этот процесс собственный опыт, у детей улучшается внимание, мышление, развивается любознательность, интерес к окружающему миру, зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас.
Заключение
Таким образом, можем прийти к выводу о том, что развивающее воздействие дидактических занятий экологического характера направлено на гармоничное развитие личностных качеств детей старшего дошкольного возраста и активизацию резервных возможностей личности: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, механизма идентификации, сопереживания, умения представить себя в чужой роли, умения планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, навыков сотрудничества, терпения, настойчивости, самоконтроля, делающих игру.
В этих занятиях дети не только уточняют и закрепляют свои знания, но и эмоционально переживают знакомые явления и жизненные ситуации. Знания, приобретенные путем игры, направляемой педагогом, помогают правильно сформировать у детей представление об окружающем мире и своем месте в нем. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Именно более всего соответствуют задачам экологического воспитания старших дошкольников – воспитание начальных форм экологической культуры детей, их осознанного отношения к природе, выработки первоначальных практических навыков.
Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Используемая литература
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательско исследовательская деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - М. : Издательство Мозаика - Синтез, 2012.
2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада / О. В. Дыбина. - М. : Издательство: Мозаика - Синтез, 2012.
3. Лопатина А. В., Скребцова М. Н. Экологическое воспитание дошкольников / А. В. Лопатина, М. Н. Скребцова. - М. : Издательство: Амрита - Русь, 2010.
4. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: учебно-методическое пособие / И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова. - М. : Издательский центр: «Цветной мир», 2012.
Статьи, учебные публикации
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева. - М. : Издательский центр: «Академия», 2012.
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. -М. : Издательский центр «Академия», 2002.
3. Серебрякова Т. А. Теория и методика экологического образования детей / Т. А. Серебрякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
4. Теория и методика обучения экологии / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреева. - М. : Издательский центр «Академия», 2009.