Ольга Кожевина
Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности
2.1 План опытно-поисковой работы по развитию навыков общения со сверстниками у детей старшей группы посредством коллективной трудовой деятельности
Публикация «Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Тема опытно-поисковой работы: «Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности».
Опытно-поисковая работа - это метод научного исследования, который позволит проверить теоретические результаты исследования и апробировать разработанные педагогические условия и подобранную систему занятий влияния коллективной трудовой деятельности как средства развития навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность опытно-поисковой работы обусловлена тем, что старшие дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной трудовой деятельностью.
С учетом требований ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155, где предполaгaется создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, самостоятельности и ответственности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми.
Работа проводилась в старшей группе с детьми 5-6 лет МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок", находящимся в с. Туринская Слобода, Свердловской области. В группе 15 детей: 7девочек, 8 мальчиков. Детский сад работает по программе «От рождения до школы» (рук. проекта Веракса Н. Е., которая определяет трудовое воспитание как составную часть социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников.
На основании анализа научных подходов к развитию навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности, была обозначена идея опытно-поисковой работы: как организовать работу по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в ДОО?
Идея воплощена через замысел: организовать занятия по коллективной трудовой деятельности в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности, занятия, которые будут способствовать развитию навыков общения со сверстниками у старших дошкольников.
Объект-процесс общения детей старшего школьного возраста.
Предмет–организация коллективной трудовой деятельности, которая будут способствовать развитию навыков общения со сверстниками детей в старшем дошкольном возрасте.
Цель опытно-поисковой работы: подобрать и реализовать содержание коллективной трудовой деятельности, способствующие развитию навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
В ходе достижения цели будет проверяться гипотеза: развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников по средством коллективной трудовой деятельности будет действенным при условиях:
- учет индивидуальных особенностей дошкольников, возможности объединять их в подгруппы не только по уровням сформированности навыков сотрудничества, но и по взаимным симпатиям и уровнем сформированности навыков общения;
- организации под руководством воспитателя планомерной, целенаправленной работы по развитию общения в ходе коллективной трудовой деятельности в процессе НОД и режимных моментах;
- будут использованы новые методы, приемы и способы развития навыков общения в рамках коллективной трудовой деятельности старших дошкольников;
- наполнение материально-технической базы старшей группы детского сада будет соответствовать решению этой проблемы.
Для проверки гипотезы исследования были сформулированы задачи:
Задачи:
1) Подбор и реализация занятий по коллективной трудовой деятельности с использованием средств направленных на развитие общение у старших дошкольников.
2) Подбор диагностического инструментария для выявления уровня сформированности навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста;
3) Выявление уровня развития навыков общения со сверстниками детей 5-6 лет.
4) Реализация занятий по коллективной трудовой деятельности способствующих развитию навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;
5) Проведение повторного диагностического замера и определение действенности реализованных занятий по коллективной трудовой деятельности для развития навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;
6) Описание результатов исследования и педагогических условий реализации занятий по коллективной трудовой деятельности способствующих развитию навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;
В ходе опытно-поисковой работы решалась педагогическая цель: ознакомление детей со способами и приемами общения и взаимодействия в рамках коллективной трудовой деятельности.
Исполнитель: Кожевина Ольга Александровна, руководитель практики Суслова Д. В., старший воспитатель.
Участники опытно-поисковой работы – дети старшей группы 5-6 лет, МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок"
Опытно-поисковая работа проходила в три этапа:
На первом (подготовительном) этапе - проанализировала имеющиеся программы по коллективной трудовой деятельности для старших дошкольников и подобрала занятия, которые позволяют реализовать эти условия гипотезы; подобрала диагностический инструментарий, определяющий уровень развития навыков общения детей 5-6 лет
На втором (деятельностном) этапе провела первичный замер уровня развития навыков общения детей 5-6 лет, реализовала 6 занятий по коллективной трудовой деятельности, провела повторный замер уровня развития навыков общения детей 5-6 лет.
На третьем (аналитическом) этапе на основе сопоставления результатов первичного и повторного замеров определила действенность подобранных занятий по коллективной трудовой деятельности для развития навыков общения со сверстниками детей 5-6 лет.
Сроки опытно-поисковой работы: период прохождения преддипломной практики с 2 апреля по 28 апреля всего 4 недели.
Проведение опытно-поисковой работы организовывалось по следующему алгоритму действий:
1) определение этапов опытно-поисковой работы;
2) подбор диагностического аппарата для оценки развития общения в ходе коллективной деятельности;
3) разработка оценочного материала;
4) определение педагогических условий развития для реализации занятий;
5) проведение занятий;
6) систематизация данных эксперимента и анализ деятельности;
7) оформление итогов деятельности в исследовательской работе.
Реализуя опытно поисковую работу на базе «Слободотуринского детского сада «Родничок» работающего по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.» можно проанализировать ее структуру:
Таблица 1
Полное название программы, авторский коллектив ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.
Целевые установки
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Ведущие цели программы:
Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
Формирование основ базовой культуры личности,
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе,
Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности
Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.
Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я посчитала целесообразным использовать в своей работе коллективную трудовую деятельность старших дошкольников для развития навыков общения. Мной был составлен комплексно - тематический план, где я отразила занятия, которые буду апробировать во время практики. [27]
Календарно тематическое планирование по коллективной трудовой деятельности рассчитано на 8 занятий (в среднем 2 раза в неделю, в первую неделю и последнюю неделю практики было проведено 1 занятие и проведение диагностического, во 2-3 неделю по 2 занятия. Итого было проведено 6 занятий. (Приложение 1)
Действенность подбора занятий по коллективной трудовой деятельности, реализованных занятий и спроектированных условий реализации оцениваеться по следующим критериям:
наличие положительной динамики в уровне развития навыков общения у старших дошкольников;
положительное заключение о возможности реализации и действенности занятий по коллективной трудовой деятельности от воспитателя ДОУ, где они были реализованы;
Отчет о реализации опытно-поисковой работы и ее результатах оформлен в виде результатов диагностического исследования и описания условий реализации подбора занятий по коллективной трудовой деятельности, которые представлены как параграф работы в дипломном исследовании.
Таким образом, представленные методологические характеристики опытно-поисковой работы позволяют спланировать и организовать исследовательскую деятельность, направленную на развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте по средствам коллективной трудовой деятельности.
2.2. Способы оценки процесса и результатов по развитию навыков общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности
Способы оценки процесса и результатов по развитию общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности возможны на основе применения диагностических методов и методик. Их выбор осуществляется в соответствии с целью дипломной работы, возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста, что позволяет изучить динамику развития общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности.
Методы и методики диагностического обследования отобраны в соответствии с темой опытно-поисковой работы, возрастными и индивидуальными особенностями, что позволяет выявить уровень сформировaнности навыков общения со сверстником у стaрших дошкольников.
Диагностика – это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.
Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда : труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.
Современный подход к педагогической диагностике состоит в создании воспитателями условий для ее организации и проведения. Одним из основных моментов в организации педагогической диагностики детей является активизация их активности и самостоятельности.
Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностического задания.
По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий.
В данном исследовании методики проводятся дважды: выполняется первичный замер, после чего реализуются занятия по коллективной трудовой деятельности. После реализации занятий в течение месяца проводится повторный замер.
В опытной работе выявились и оценились уровни развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником в процессе эффективного коллективного труда, с помощью диагностик:
Методика изучение навыков культуры общения[37] (Приложение 2)
Автор: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина (1995). Публикации: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина
Цель диагностики: изучить сформированность навыков культуры общения.
Взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками : ровные доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Полученные данные соотносят с таблицей. Таблица 2 – «Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста» (Приложение 2)
Для достижения цели использовались метод наблюдения за детьми в естественных условиях;
За детьми наблюдала в естественных условиях; режимных моментах; на занятиях, прогулке, игровой деятельности, свободной деятельности.
Сформированность навыков культуры общения исследовала в двух направлениях: выявление уровня сформированности навыков культуры общения с взрослыми и со сверстниками;
Оценка уровня сформированности навыков культуры общения у старших дошкольников проводилась с учетом критериев:
Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:
Желание вступать в контакт:
Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.
Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.
Умение организовать общение :
Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.
Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими :
Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.
Низкий уровень (1 балл) — не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».
Общий балл:
Высокий уровень –15 — 18 баллов
Средний уровень – 10 — 14 баллов
Низкий уровень – 6 — 9 баллов
В диагностическом обследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок"
После проведенного исследования по определению уровня сформированности навыков культуры общения получила результаты, приведенные в Таблице 2. «Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста»