Светлана Синкина
Развитие познавательных способностей у детей в процессе экологического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны замечать эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не дается от рождения в готовом виде, а развивается в процессе воспитания.
Публикация «Развитие познавательных способностей у детей в процессе экологического воспитания,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из проблем, которые обращают на себя внимание, является проблема, связанная с поисками путей повышения эффективности направленного воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста, с целью развития их познавательных способностей, как условия успешной подготовки детей к обучению в школе.
Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры.
Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой.
Задачи, над которыми работаем:
способствовать формированию экологически грамотного и безопасного поведения человека в природе;
создать условия для развития познавательных способностей детей (развивать умение смотреть и видеть, слушать и слышать);
способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человеку, как части природы (осознавать себя «гостями» в Природе);
показать взаимосвязь и взаимодействие объектов природы с опорой на компоненты народной культуры.
Основная идея опыта
Мы рассматриваем использование компонентов народной культуры при развитии познавательных способностей, как условие успешности будущего обучения детей.
Важными моментами при этом являются:
сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
учет индивидуальных особенностей ребенка;
опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
познание Природы с опорой на русский народный фольклор.
Способы развития познавательных способностей
наблюдения;
обучающие игровые ситуации;
дидактические, подвижные и
сюжетно-ролевые игры;
познавательные занятия;
экспериментирование;
труд в повседневной жизни;
использование опорных карт,
схем, моделей;
изготовление коллективных
панно, газет;
конкурсы, праздники,
развлечения.
Содержание развивающего материала направляем на образные описания природных явлений и жизни животных
Радуга-дуга, перекинь на луга!
Выйди солнышко из-под брёвнышка!
Туман-туман, не стелись по лугам,
а стелись по болотам, по крутым наволокам!
Рой гуди, в поля иди! С полей иди, домой медок неси!
Курли, курли, курли. Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си, по Руси, по Руси!
Театральными сценками, словом и игровым действием воспитываем любовь к природному окружению.
Русский фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Это источник чистый и вечный.
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы.
Использование компонентов народной культуры является мощной побудительной силой, влияющей на развитие познавательных способностей ребенка; помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и тексты осознать увиденное и услышанное.
Во взаимодействии с детьми:
используем CD-проигрыватель с записями специальной подборки (прослушиваем "звуки природы": голоса птиц, диких животных);
проводили конкурс "Чудеса и природа" (для выполнения таких работ дети привлекают дома и родителей, и бабушек, и дедушек, и сестёр и братишек);
осенью проводим конкурс на тему: "Осенние фантазии" (дети создают необычные композиции с использованием «даров осени»).
Использование компонентов народной культуры при развитии познавательных способностей:
способствует повышению интереса к познанию нового и окружающего мира в целом;
выступает как условие успешности обучения детей.
Использование компьютерных технологий в будущем;
повышает эффективность в усвоении образовательного материала;
развивает ребёнка всесторонне.
Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и развитию ребенка.
Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение в образовательных областях логично, научно, с использованием видеофрагментов.
(фото сделаны были несколько лет назад - это то, с чего мы начали вводить ИКТ)
Процесс познания дошкольника отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями.
Отражение накопленного за годы дошкольного детства познавательного опыта ребёнка выступает одним из показателей его готовности к школьному обучению.
Познавательная активность ребенка выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности, что является базисной основой для будущего успешного обучения детей в школе.
Взрослым надо научиться понимать и принимать ребёнка в уникальном своеобразии его качеств, т. е. относиться к нему с безусловным (независящим от условных школьных правил) уважением к его чувствам, желаниям и убеждениям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентацию подготовила:
воспитатель
МБДОУ д/с № 47 «Бельчонок»
Синкина Светлана Геннадьевна.