Оксана Айдарова
Развитие креативных качеств личности дошкольников в процессе тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время очень много говорят о значении креативности не только в традиционной сфере культуры. «Креативность – это источник новых технологий, новых индустрий, отраслей. Поэтому ее ценят все выше и стараются поощрять и использовать. Сегодня креативность выступает основой, которая объединяет (интегрирует) экономическую, социальную и культурную среду.
Что же такое креативность? (англ. сreate – создавать, от лат. creative – созидательный, творческий) это творческие способности, характеризующиеся готовностью к созиданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных.
Публикация «Развитие креативных качеств личности дошкольников в процессе тестопластики» размещена в разделах
В качестве основных показателей креативности обычно выделяют следующие признаки:
наличие интеллектуальной творческой инициативы;
отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предмета, предание ему функционального или переносного значения;
беглость мышления (богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула);
гибкость мышления (способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому);
оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения).
Такое мышление называется дивергентным и подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. Это основа творческого мышления, творческих способностей.
Творческие способности – это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых и надо акцентировать внимание:
стремление к открытиям;
умение познавать;
активность;
фантазия;
инициативность;
стремление к познанию;
умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
живость ума;
умение изобретать и открывать;
свобода воображения;
интуиция;
умение на практике применять полученные знания, опыт;
открытия и изобретения.
Каждый ребенок рождается с определёнными задатками, которые в процессе целенаправленного развития формируют креативность. Если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему будет гораздо легче даваться процесс обучения, а также закладывается и развивается творческий потенциал для будущей профессии, успешной социализации в обществе.
Основной путь формирования креативного мышления у дошкольников в создании взрослыми доступных детям проблемных задач (ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, автор – советский изобретатель Генрих Альтшуллер) :
широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми;
эмоциональное самовыражение;
ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду;
приобщение к творчеству через посещение различных кружков;
активная исследовательская деятельность.
Творческие способности необходимо развивать у ребенка как можно раньше. И как только они будут замечены родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе воспитателям и учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.
Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала.
2–3 года. Воображение ребенка практически безгранично, он сам еще не способен отделять вымысел от реальности. Не надо ругать его за выдумки, т. к. это не обман, а способность из кусочков своего опыта воссоздавать новую реальность, фантазировать. Эта способность сильно пригодится для развития творческого потенциала в будущем.
4–5 лет. Пик творческой активности. Любознательность заставляет детей задавать взрослым самые разнообразные вопросы. Увлекательный разговор, занимательная игра – вот что им нужно. Необходимо как можно чаще обращаться к упражнениям и играм, наблюдениям, развивающим творческие способности.
5–7 лет. Ребенок уже может устанавливать причинно-следственные связи, найти выход из проблемной ситуации, предложить несколько вариантов решений. Это время серьёзной творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной). Воображение становится самостоятельным, ребенок начинает различать действительное от вымышленного. Формируется самооценка, и, как следствие, положительный настрой на достижение цели.
В дошкольном возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности. Лучше всего происходит развитие творческих способностей.
Требования к развивающей деятельности :
творческий характер;
оптимальный уровень её трудности;
обеспечение положительно-эмоционального настроя в ходе и по окончания деятельности.
Если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на грани возможности, то она ведёт за собой развитие его способностей (Выготский называл это – «потенциальное развитие»).
Если деятельность слишком проста, это реализация уже имеющихся способностей. Если деятельность слишком сложна, невыполнима, она не приводит к формированию новых умений и навыков.
Детство – краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно.
Характерная особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера.
Виды деятельности, влияющие на развитие творческих способностей, используются в детском саду, но они вполне пригодны и для применения в домашних условиях:
познание окружающего мира (наблюдения, опыты, экспериментальная деятельность);
развивающие игры (с усложнением);
знакомство с художественной литературой (сказки, стихи, рассказы, драматизация);
музыкальное развитие формирует у детей первоначальное представление о музыке, пении, учит творчеству в различных видах музыкальной деятельности;
изобразительная деятельность (аппликация, рисование, ручной труд, лепка)
Всё это
развивает творческие способности, умение выражать чувства посредством творческой деятельности,
развивает память, образное мышление,
обогащает внутренний мир ребенка, пробуждает интерес к творческому труду,
формирует желание творить.
А лепка как отдельный вид деятельности вообще благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным, гиперактивным детям рекомендуется заниматься лепкой.
Применение нетрадиционных материалов и техник во всех видах деятельности заключает в себе большие возможности:
способствует развитию творческого мышления,
благоприятно влияет на развитие умственных способностей
помогает мыслить смело и свободно,
повышает интерес к творческой деятельности.
К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит элемент сюрприза, волшебства, ожидание чуда. А ведь как известно, познание мира, учение начинается с удивления.
Прошли те времена, когда верхом креатива была лепка из пластилина. Сегодня на первый план креативности выходит тестопластика.
Лепка из солёного теста называется «тестопластикой».
Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Мы привыкли видеть тесто и выпечку в традиционной форме – хлебобулочных изделиях. А произведения прикладного искусства из этого материала — совсем другое дело. Более высокохудожественное.
Тестопластика имеет свои преимущества:
это природный, экологически чистый материал;
очень пластичный, легко обрабатывается;
быстро и легко готовится;
приятный на ощупь;
легко отмывается;
можно лепить как из белого, так и из цветного теста;
неокрашенную поделку при желании можно раскрасить;
изделия из солёного теста довольно прочные и долговечные;
хорошо сочетается с другими материалами (природными, бросовыми);
очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.
Занятие тестопластикой комплексно воздействует на развитие ребёнка.
Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
Развивает воображение, пространственное мышление.
Синхронизирует работу обеих рук, активизирует мелкую моторику рук; координацию и тактильные ощущения.
Способствует развитию воображения, памяти, внимания, мышление и является мощным стимулом для интеллектуального развития ребёнка.
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивают творчество ребенка.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Ребенок творит постоянно. Его творчество выходит далеко за рамки. Он творит мир и себя самого в нем. Творчество захватывает, окрыляет, позволяет чувствовать себя значимым, успешным.
Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Помните об этом и дерзайте!
Занятия тестопластикой находят активный положительный отклик со стороны родителей. Они принимают активное участие в этой работе:
покупают расходный материал (что в наше непростое время очень немаловажный фактор,
обеспечивают бросовым материалом (использованные CD-диски, обивочные ткани, остатки обоев и т. п.);
изготавливают с детьми поделки для выставок.
Нами разработаны консультации для родителей по работе с тестом.
По просьбе родителей был проведен мастер-класс по изготовлению теста, его окраске.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей ребенка, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
На занятиях по лепке мы с ребятами создаем из соленого теста подарки к различным праздникам :
ко Дню Матери (коллективные и индивидуальные);
к Новому году;
к 8 марта;
к выпускному.
Спасибо всем за внимание.