Ольга Беликова
Опыт работы «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и воображение у ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. Поэтому перед педагогами встала задача – приобщение дошкольников к художественной литературе, чтению.
Дети, получившие «книжную прививку»в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном виде занятий, хорошо говорят. (Л. Н. Зеленцова).
Существует много форм работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению. Так как я работаю с детьми раннего возраста, в своей работе я использую одну из этих форм – пальчиковые игры. Пальчиковые игры на основе устного народного творчества (потешек) развивают не только интерес к книге, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, развивают фантазию и речь. В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух, воспитывается интерес к художественным произведениям, книге.
Когда я начала работать по этой теме, передо мной встали вопросы : С чего начать? Нужна ли родителям и детям, родившимся в 21 веке книга. Конечно же да! Первые шаги в данном направлении – это анкетирование родителей по вопросу формирования у детей интереса к книге. Анкетирование показало, что большинство родителей не читают детям дома, некоторые читают от случая к случаю. А ведь без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Многие дети в группе вообще не проявляли интереса к книгам.
Следующим шагом было создание картотеки пальчиковых игр («Сорока-сорока», «Как у нашего кота», «Этот пальчик дедушка» и многие другие).
Пальчиковые игры использую как динамическую паузу на занятиях, в режимных моментах вне занятий, на утренней гимнастике, а также в период адаптации детей к новым для них условиям детского сада. Когда ребенок скучает по дому, маме, он не способен к общению с другими детьми, и я переключаю его внимание на яркую, красочную книгу и сопровождаю рассматривание иллюстраций движения пальцев, чтением потешки, например:
Киска-киска, киска брысь, На дорожку не садись…
Или
Сорока, сорока – кашу варила….
Этот пальчик – бабушка…
Стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Наверное, ни для кого не секрет, что проведение режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И для того, чтобы дети выполнили эти простые, обыденные ситуации с удовольствием, я опять же обращаюсь к пальчиковым играм :
Водичка водичка
Умой Саше личико….
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда соответствующая возрасту детей. Создана библиотечка красочных книг с потешками, которые соответствуют содержанию пальчиковых игр («Сорока, сорока», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке», а также книжки – малышки, изготовленные руками родителей и воспитателей («Белка», «Мышка- норушка», «Пальчик хотел спать», и другие). В театральном уголке присутствует пальчиковый театр по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и другие.
Воспитывая интерес к художественной литературе у детей, я стараюсь заинтересовать и родителей: предлагаю консультации («“ Пальчиковые игры в жизни ребенка», «Воспитание ребенка книгой», памятка «Как проводить пальчиковую игру», анкеты. Руками родителей изготовлены книжки- малышки», пальчиковый театр «Курочка – ряба».
В результате приобщения детей раннего возраста к художественной литературе, используя пальчиковые игры, убедилась в том, что дети с большим удовольствием слушают произведения художественной литературы, рассматривают иллюстрации в книгах, активно пополняется словарный запас.