Татьяна Байбекова
Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.
Публикация «Методическая разработка на тему „Приобщение дошкольников к художественной литературе“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
В своей группе, прежде, чем работать над данной проблемой я решила провести анкетирование среди родителей «Наша семья и книга» и получила информацию о наличии детских книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности детей. Анкетирование показало, что многие наши родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу и детских писателей, при выборе книг руководствуются собственными знаниями о детской литературе и привлекательным внешним видом. Частота и продолжительность домашнего чтения оставляет желать лучшего. Многие родители отмечают, что в меру своей загруженности не могут уделять домашнему чтению достаточного времени, что подтверждается низкой степенью начитанности детей. Возникла необходимость повышения педагогической культуры родителей.
Чтобы установить контакт с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе я использовала следующие формы работы:
• Групповые родительские собрания «Развитие творческой личности ребёнка через русские народные сказки», «Мы – читающая семья»
• Консультации на темы: «Книга – источник знаний», «Я люблю читать!», «Книга и творчество ребёнка», «Детские писатели детям», «Воспитание детей средствами художественной литературы»
• Распространение семейного опыта на тематических встречах
• Выставки детских книг; информации о книгах, которые читаются в детском саду
• Совместная творческая деятельность детей и родителей в конкурсе «Книга своими руками»
• Совместная работа детей и родителей в «Мастерской добрых дел» по ремонту книг
• Полезные советы для родителей
• Совместные праздники и развлечения
Приобщение детей к чтению художественной литературы я начала с создания предметно-развивающей среды группы. Вместе с родителями устроили уголок чтения. Родители приносили яркие книги по теме недели, которые можно было не только почитать и рассмотреть в группе, но и обменяться книгами для чтения дома.
Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, я использовала метод сказкотерапии. Ведь открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и правильные пути их решения, то есть сказка учит детей преодолевать трудности и страхи. В сказке всегда Добро побеждает Зло!
В ходе применения сказкотерапии мною было отмечено снижение уровня тревожности и агрессивности у моих воспитанников, повышение детской самооценки. Сказкотерапия помогла детям развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.
В ходе работы над проектом "Наши любимые книги", мы вместе с родителями искали информацию о том, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.
Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей: были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос для размышления: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами. На проведённом вечере-досуге «Встреча с любимой книгой» дети демонстрировали свои любимые книги и рассказывали о том, чем она им стала интересной.
В рамках реализации проекта в группе был проведен смотр - конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе.
Неоднократно в группе проводились конкурсы юных чтецов на разные тематики «Осенняя пора!», «Великий русский поэт А. С. Пушкин», «Русская зима», «Ах, как маму я люблю!». В этих конкурсах дети проявляли огромный интерес к поэзии. Родители помогали в поисках интересных стихов и с удовольствием разучивали их вместе с детьми.
Для более углубленного знакомства воспитанников с детской литературой и книгой, обеспечения литературного развития дошкольников, формирования культуры чувств и общения на протяжении всего учебного года велась работа в кружке «В гости к книжке». Дети знакомились с произведениями разных жанров, учились драматизировать сказки, разучивали стихи, знакомились с фольклором народов мира. Через художественные произведения знакомили детей с мужеством и героизмом народа в годы Великой Отечественной войны. В ходе работы кружка дети познакомились с работой художников-иллюстраторов. Воспитанники пополнили знания о поэтах и писателях детской литературы. У них появилась постоянная потребность в чтении художественных произведений, расширились знания об окружающем мире и природе.
Таким образом, художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи, формирует у детей интерес и потребность в восприятии художественной литературы, нравственных начал, обогащает эмоциональную жизнь.