Получи документы

Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Алена Мананникова
Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности в сопровождении педагога.

Задачи:

1. Развитие связной диалогической речи.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Расширение и активизация словарного запаса детей.

Публикация «Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладение словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи, уровень диалогической речи, рассказывание.

Мною был проведен мониторинга. В основу его были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей :

• выявление объема активного словаря,

• выявление состояния звукопроизношения,

• выявление состояния контекстной речи,

• выявление состояния грамматического строя речи.

Мною был разработан перспективный план с задачами и приёмами руководства.

Перспективный план

Месяц Тема Сюжетно-ролевой игры Задачи и приёмы руководства

Сентябрь «Детский сад» 1. Учить детей называть город, улицу, на которой находится детский сад, знать название детского сада. Продолжать знакомить с трудом взрослых в детском саду (медсестры, повара, музыкального руководителя, физрука, воспитателя).

2. Развивать речь, формировать грамматический строй, учить отвечать полным ответом.

3. Углублять представления детей о труде взрослых, основных трудовых процессах, научить называть трудовые действия, воспитывать уважение к людям труда, любовь к своему детскому саду.

Октябрь «Семья»

«Мама — папа — дочка»;

«Бабушка приезжает в гости на день рождения».

«Мама — дочка. Мама — папа — забота о семье, готовит еду; кормит папу и дочку; ведёт дочку в поликлинику. 1. Учить отражать в игре разнообразные бытовые сюжеты, определять тему, сюжет игры.

2. Развивать умение включаться в ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей.

3. Воспитывать умение договариваться друг с другом в игре.

Приё мы руководства: распределение ролей, введение дополнительных ролей (общение); смена ролей в процессе игры, показ кукольного театра, введение новой роли — бабушка.

Ноябрь «Магазин»

«Продавец –покупатель»

«Шофёр (привёз игрушки, овощи)»;

«Покупатель — кассир»;

«Кондитерский отдел» 1. Учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд людей.

2. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, изменять содержание диалога в зависимости от смены роли.

3. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.

Приё мы руководства: смена ролей во время игры, активизация ролевого диалога.

Декабрь Поликлиника, аптека, больница.

«Врач-пациент-медсестра»;

«Пациент-аптекарь»;

«Пациент-пациент». 1. Учить отбирать необходимые для игры костюмы, атрибуты; действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы - заместители; принимать игровую роль и действовать согласно принятой на себя роли, развертывать ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером - игрушкой и с партнером - сверстником; отображать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.

2. Развивать речь, формировать грамматический строй, учить отвечать полным ответом

3. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Приё мы руководства: смена дополнительных ролей во время игры, распределение ролей, общение.

Январь «Парикмахерская»

«Парикмахер – клиенты»;

1. Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей.

2. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие строить ролевой диалог.

3. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.

Приё мы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Февраль «Путешествие на автобусе»

«Водитель и пассажир»;

«Кондуктор и пассажир». 1. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

2. Закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни.

3. Развивать творческое воображение, память, связную речь детей.

4. Формирование умения понимать значение сигналов светофора; продолжать знакомство с работой водителя.

5. Представления о домашних и диких животных, птицах. Формировать умения называть домашних и диких животных, птиц.

6. Развивать умения взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре; обогащать игровой опыт детей. Воспитывать желание играть в коллективе сверстников.

Приё мы руководства: смена ролей во время игры, взаимопомощь, общение, введение второй основной роли — воспитатель.

Март «Кукольный театр»

«Артисты — зрители». 1. Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. 2. Развивать умение стремиться выразительно, передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей. 3. Воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре.

Приё мы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.

Апрель «Путешествие в зоопарк»

«Экскурсовод и посетители»;

«Ветврач». 1. Учить отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Учить распределять роли и обязанности. Познакомить детей с профессией гид.

2. Закрепить знания детей о том, как называют детенышей разных зверей. Закрепить знания детей о разных профессиях : кассир, работник зоопарка. Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их. Закрепить представление о диких животных.

3. Совершенствовать коммуникативные умения; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; повышать культуру и технику общения; умение проявлять и выражать, интерес к окружающему; расширять кругозор.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Приё мы руководства: смена ролей во время игры, активизация ролевого диалога.

Май «Семья»

«Магазин»;

«Больница»;

«Парикмахерская». 1. Учить объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет.

2. Развивать умение создавать игровую обстановку. Вступать в ролевые диалоги, изменять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Приё мы руководства: распределение и смена ролей, самостоятельное развитие сюжета, планирование игровых действий.

Для изучения развития устной речи детей применяла следующие задания:

Методика № 1: «Какой?» (Г. А. Урунтаева,Ю. А. Афонькина)

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют. Например, мяч, ложка, чашка, рукавица.

Методика проведения: исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы : «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т. д. спрашивают: «Какой….?»,чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их.

уровни 2018

высокий 5 чел.

средний 3 чел.

низкий 2 чел.

Рисунок 1 Объём словарного запаса

Методика№ 2:«Назови что видишь» (Г. А. Урунтаева,Ю. А. Афонькина)

Цель: выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Методика проведения: картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц, шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, а также звуки Р, Рь, Л, Ль, Й. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком.

уровни 2018

высокий 3 чел.

средний 3 чел.

низкий 4 чел.

Рисунок 2Правильное произношение

Методика № 3: «Опиши картинку» (Эльконин Д. Б.)

Цель: определить умение составлять связный рассказ

Материал: серия сюжетных картинок.

Методика проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок и просят рассказать, что изображено на ней, например такую серию:

1. "Мальчик вскапывает землю".

2. "Мальчик сеет".

3. "Мальчик поливает цветы".

4. "Мальчик собирает цветы".

уровни 2018

высокий 3 чел.

средний 4 чел.

низкий 3 чел.

Рисунок 3 Умение составлять рассказ

Методика № 4: «Образуй слова».

Цель: выявить умение образовывать множественное число имен существительных.

Материал: предлагается 10 картинок с изображением предметов в единственном числе, например, книга, шапка, кукла, диван, ухо.

Методика проведения: исследования проводятся индивидуально, детям предлагалось назвать приведенные им картинки во множественном числе.

уровни 2018

высокий 6 чел.

средний 3 чел.

низкий 1 чел.

Рисунок 4 Множественное число

Проанализировав полученные данные, я выбрала методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр :

• индивидуальная игра воспитателя с ребенком и коллективная игра, при этом воспитатель исполняет главную роль.

Использовала и проводила специальные, как занятия игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как : «Оденем куклу Лизу», «Уложим куклу Лизу спать», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я выступала инициатором проведения игры : начинала игру, продумывала её ход и диалог между персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально.

• внесение образных игрушек; прием ролевой игры с продолжением, разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Использование театра «Би-бо-бо» - способствовало развитию у детей способности принимать на себя роль животного. Таких детей я старалась заинтересовать и привлечь, и неоценимую помощь в этом оказал театр «Би-бо-бо». Би-бо-бо широко использовала практически во всех режимных моментах. Для развития у детей способности принять на себя роль животного в своей практике использовала и такие игры как : «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие. Перед каждой из выше перечисленных игр рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих животных, слушали песенки. А затем просила рассказать о каждом животном, т. е. составить связанный рассказ.

• Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

Использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; инсценирование и разучивание стихотворений К. И. Чуковского «Телефон», «Кто колечко найдёт» - С. Маршака и другие. Данную работу планировала и проводила на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр, театр «Рукавичку».

Одним из приёмов развития речи являются проведение бесед и составление творческих рассказов на тему «Профессия» : «Мой папа - строитель», «Моя мама-врач». При составлении рассказов акцентирую внимание на его последовательное изложение. Обязательно задаю вопрос, «Какие предметы используются в данной профессии?» и прошу образовать из предмета единственного числа множественное число. Настольно-печатные игры «Профессии», способствуют пополнению словарного запаса детей.

• Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр.

Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно игровой среды. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные игровые зоны, такие как: «В гостях у Айболита», «Парикмахерская», «Дом». Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками и инструментами необходимыми при игре в том или ином уголке. При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» - знакомила детей с деятельностью врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в медицинский кабинет, читала отрывки из таких произведений как: «Доктор Айболит» - К. Чуковского, «Стёпка растрёпка» - С. Чёрного.

• В течение двух лет провожу консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка и её влияние на развитие речи ребёнка», на которых использую результаты мониторинга.

Заключение

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра - это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей. Таким образом, через игру активно развивается связная речь ребенка.

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

Публикации по теме:

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Конспект сюжетно-ролевой игры «На прививку» для детей среднего возраста Конспект сюжетно – ролевой игры «На прививку» для детей среднего возрастаЦели: Ознакомление детей с деятельностью медицинского персонала;.

Конспект занятия сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей среднего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Образовательные задачи:.

Методичка «Педагогические условия развития творческой свободы дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности» Среди различных видов детской деятельности, способствующих развитию творческой свободы, особое место занимает музыкально – ритмическая деятельность.

Организация сюжетно-ролевой игры среднего дошкольного возрастаОрганизация сюжетно-ролевой игры среднего дошкольного возраста Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные.

Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Слайд 1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Слайд 2 Изобразительное.

Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста (МБДОУ №146, Кемерово) В каждом обществе и культуре вырабатывается специфический набор элементов стереотипов маскулинности и феминности.

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста Лингвистические основы связной речи Монологическая речь.

Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 19:11
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Алена Мананникова (УИ 1097661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД