Алена Мананникова
Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности в сопровождении педагога.
Задачи:
1. Развитие связной диалогической речи.
2. Развитие коммуникативных навыков.
3. Расширение и активизация словарного запаса детей.
Публикация «Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладение словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи, уровень диалогической речи, рассказывание.
Мною был проведен мониторинга. В основу его были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей :
• выявление объема активного словаря,
• выявление состояния звукопроизношения,
• выявление состояния контекстной речи,
• выявление состояния грамматического строя речи.
Мною был разработан перспективный план с задачами и приёмами руководства.
Перспективный план
Месяц Тема Сюжетно-ролевой игры Задачи и приёмы руководства
Сентябрь «Детский сад» 1. Учить детей называть город, улицу, на которой находится детский сад, знать название детского сада. Продолжать знакомить с трудом взрослых в детском саду (медсестры, повара, музыкального руководителя, физрука, воспитателя).
2. Развивать речь, формировать грамматический строй, учить отвечать полным ответом.
3. Углублять представления детей о труде взрослых, основных трудовых процессах, научить называть трудовые действия, воспитывать уважение к людям труда, любовь к своему детскому саду.
Октябрь «Семья»
«Мама — папа — дочка»;
«Бабушка приезжает в гости на день рождения».
«Мама — дочка. Мама — папа — забота о семье, готовит еду; кормит папу и дочку; ведёт дочку в поликлинику. 1. Учить отражать в игре разнообразные бытовые сюжеты, определять тему, сюжет игры.
2. Развивать умение включаться в ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей.
3. Воспитывать умение договариваться друг с другом в игре.
Приё мы руководства: распределение ролей, введение дополнительных ролей (общение); смена ролей в процессе игры, показ кукольного театра, введение новой роли — бабушка.
Ноябрь «Магазин»
«Продавец –покупатель»
«Шофёр (привёз игрушки, овощи)»;
«Покупатель — кассир»;
«Кондитерский отдел» 1. Учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд людей.
2. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, изменять содержание диалога в зависимости от смены роли.
3. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.
Приё мы руководства: смена ролей во время игры, активизация ролевого диалога.
Декабрь Поликлиника, аптека, больница.
«Врач-пациент-медсестра»;
«Пациент-аптекарь»;
«Пациент-пациент». 1. Учить отбирать необходимые для игры костюмы, атрибуты; действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы - заместители; принимать игровую роль и действовать согласно принятой на себя роли, развертывать ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером - игрушкой и с партнером - сверстником; отображать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.
2. Развивать речь, формировать грамматический строй, учить отвечать полным ответом
3. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Приё мы руководства: смена дополнительных ролей во время игры, распределение ролей, общение.
Январь «Парикмахерская»
«Парикмахер – клиенты»;
1. Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей.
2. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие строить ролевой диалог.
3. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.
Приё мы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.
Февраль «Путешествие на автобусе»
«Водитель и пассажир»;
«Кондуктор и пассажир». 1. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
2. Закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни.
3. Развивать творческое воображение, память, связную речь детей.
4. Формирование умения понимать значение сигналов светофора; продолжать знакомство с работой водителя.
5. Представления о домашних и диких животных, птицах. Формировать умения называть домашних и диких животных, птиц.
6. Развивать умения взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре; обогащать игровой опыт детей. Воспитывать желание играть в коллективе сверстников.
Приё мы руководства: смена ролей во время игры, взаимопомощь, общение, введение второй основной роли — воспитатель.
Март «Кукольный театр»
«Артисты — зрители». 1. Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. 2. Развивать умение стремиться выразительно, передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей. 3. Воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре.
Приё мы руководства: распределение ролей, создание хорошего настроения, смена ролей.
Апрель «Путешествие в зоопарк»
«Экскурсовод и посетители»;
«Ветврач». 1. Учить отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Учить распределять роли и обязанности. Познакомить детей с профессией гид.
2. Закрепить знания детей о том, как называют детенышей разных зверей. Закрепить знания детей о разных профессиях : кассир, работник зоопарка. Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их. Закрепить представление о диких животных.
3. Совершенствовать коммуникативные умения; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; повышать культуру и технику общения; умение проявлять и выражать, интерес к окружающему; расширять кругозор.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Приё мы руководства: смена ролей во время игры, активизация ролевого диалога.
Май «Семья»
«Магазин»;
«Больница»;
«Парикмахерская». 1. Учить объединять сюжетно-ролевые игры разной тематики в один сюжет.
2. Развивать умение создавать игровую обстановку. Вступать в ролевые диалоги, изменять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Приё мы руководства: распределение и смена ролей, самостоятельное развитие сюжета, планирование игровых действий.
Для изучения развития устной речи детей применяла следующие задания:
Методика № 1: «Какой?» (Г. А. Урунтаева,Ю. А. Афонькина)
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют. Например, мяч, ложка, чашка, рукавица.
Методика проведения: исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы : «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т. д. спрашивают: «Какой….?»,чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их.
уровни 2018
высокий 5 чел.
средний 3 чел.
низкий 2 чел.
Рисунок 1 Объём словарного запаса
Методика№ 2:«Назови что видишь» (Г. А. Урунтаева,Ю. А. Афонькина)
Цель: выявить состояние звукопроизношения.
Материал: предметные картинки.
Методика проведения: картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц, шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, а также звуки Р, Рь, Л, Ль, Й. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком.
уровни 2018
высокий 3 чел.
средний 3 чел.
низкий 4 чел.
Рисунок 2Правильное произношение
Методика № 3: «Опиши картинку» (Эльконин Д. Б.)
Цель: определить умение составлять связный рассказ
Материал: серия сюжетных картинок.
Методика проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок и просят рассказать, что изображено на ней, например такую серию:
1. "Мальчик вскапывает землю".
2. "Мальчик сеет".
3. "Мальчик поливает цветы".
4. "Мальчик собирает цветы".
уровни 2018
высокий 3 чел.
средний 4 чел.
низкий 3 чел.
Рисунок 3 Умение составлять рассказ
Методика № 4: «Образуй слова».
Цель: выявить умение образовывать множественное число имен существительных.
Материал: предлагается 10 картинок с изображением предметов в единственном числе, например, книга, шапка, кукла, диван, ухо.
Методика проведения: исследования проводятся индивидуально, детям предлагалось назвать приведенные им картинки во множественном числе.
уровни 2018
высокий 6 чел.
средний 3 чел.
низкий 1 чел.
Рисунок 4 Множественное число
Проанализировав полученные данные, я выбрала методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр :
• индивидуальная игра воспитателя с ребенком и коллективная игра, при этом воспитатель исполняет главную роль.
Использовала и проводила специальные, как занятия игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как : «Оденем куклу Лизу», «Уложим куклу Лизу спать», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я выступала инициатором проведения игры : начинала игру, продумывала её ход и диалог между персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально.
• внесение образных игрушек; прием ролевой игры с продолжением, разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Использование театра «Би-бо-бо» - способствовало развитию у детей способности принимать на себя роль животного. Таких детей я старалась заинтересовать и привлечь, и неоценимую помощь в этом оказал театр «Би-бо-бо». Би-бо-бо широко использовала практически во всех режимных моментах. Для развития у детей способности принять на себя роль животного в своей практике использовала и такие игры как : «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие. Перед каждой из выше перечисленных игр рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих животных, слушали песенки. А затем просила рассказать о каждом животном, т. е. составить связанный рассказ.
• Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
Использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; инсценирование и разучивание стихотворений К. И. Чуковского «Телефон», «Кто колечко найдёт» - С. Маршака и другие. Данную работу планировала и проводила на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр, театр «Рукавичку».
Одним из приёмов развития речи являются проведение бесед и составление творческих рассказов на тему «Профессия» : «Мой папа - строитель», «Моя мама-врач». При составлении рассказов акцентирую внимание на его последовательное изложение. Обязательно задаю вопрос, «Какие предметы используются в данной профессии?» и прошу образовать из предмета единственного числа множественное число. Настольно-печатные игры «Профессии», способствуют пополнению словарного запаса детей.
• Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр.
Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно игровой среды. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные игровые зоны, такие как: «В гостях у Айболита», «Парикмахерская», «Дом». Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками и инструментами необходимыми при игре в том или ином уголке. При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» - знакомила детей с деятельностью врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в медицинский кабинет, читала отрывки из таких произведений как: «Доктор Айболит» - К. Чуковского, «Стёпка растрёпка» - С. Чёрного.
• В течение двух лет провожу консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка и её влияние на развитие речи ребёнка», на которых использую результаты мониторинга.
Заключение
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра - это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей. Таким образом, через игру активно развивается связная речь ребенка.
Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.