Получи документы

Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста

Лидия Микша
Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста

(МБДОУ №146, Кемерово)

В каждом обществе и культуре вырабатывается специфический набор элементов стереотипов маскулинности и феминности. Подобные нормативные представления о психических и поведенческих особенностях мужчин и женщин являются эталонными в процессе полоролевого развития подрастающего поколения.

Публикация «Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Поскольку половые или гендерные роли у детей не появляются в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе социализации личности ребенка, то необходим специально организованный процесс, направленный на полоролевое развитие ребенка в соответствие с эталонными нормами, принятыми в обществе. Большинство ученых соглашаются с тем, что наиболее эффективным для полоролевого развития личности ребенка является дошкольный возраст, поскольку именно он является наиболее открытым и сенситивным в становлении психологического пола ребенка и освоения им полоролевой модели поведения.

Поскольку отечественная педагогика на протяжении довольно длительного времени имела "бесполый характер", т. е преобладал унифицированный подход в воспитании мальчиков и девочек, сегодня наблюдается несовершенство образовательных программ и недостаток методических материалов, способствующих оказать помощь в полоролевом развитии ребенка.

Педагоги-практики и ученые -теоретики все больше осознают важность и необходимость полоролевого развития личности, поскольку "бесполая педагогика" на практики показала свою несостоятельность в решении вопросов, связанных с полоролевой социализации подрастающего поколения, а также подготовкой его к выполнению соответствующих половых социальных ролей. Многочисленные наблюдения и исследования доказали эффективность гендерного подхода в образовании, поскольку он способствует обеспечению большей эффективности процессов воспитания, обучения и формирования личности.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка. Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую, и только в процессе социализации у ребенка в период раннего и дошкольного детства формируется и развивается гендерная идентичность.

К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Изучая условия полоролевой социализации детей дошкольного возраста, педагоги И. В. Атюскина, С. Г. Ашикова, Н. Е. Татаринцева и другие подчеркивают особое значение социокультурной среды, поскольку она предоставляет ребенку возможность проявить мужские и женские качества, способствует развитию видов деятельности, свойственных девочкам и мальчикам соответственно.

Кроме того, нельзя отрицать влияние окружающих ребенка взрослых людей, зачастую служащие для него моделью или образцом особенностей полового поведения и источником информации о различиях между полами. Следовательно, одним из значимых условий формирования у детей позитивной полоролевой идентичности может, по мнению И. В Атюскиной, служить специально созданная педагогическая полоразвивающая среда как составляющая целостного воспитательно-образовательного пространства, которое способствует полноценное развитие как личности мальчика, так и девочки.

Кроме того, соблюдение определенных принципов и подходов к организации работы по полоролевому развитию ребенка способствуют большей эффективности самого процесса полоролевого развития личности. К основным принципам, по мнению Л. С. Выготского, являются соблюдение социокультурного, комплексного и дифференцированного подходов.

Социокультурный подход основан на необходимости учета социально-нравственных ценностей, установок, норм, традиций и обычаев, а также стереотипный функций мужчин и женщин, сложившихся в обществе на опрделнном этапе. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, высшие психические функции ребенка появляются сначала как форма коллективного поведения и как форма сотрудничества с другими личностями, и только по истечению времени превращаются во внутренние индивидуальные функции личности. Поэтому, по мнению ученого, велика роль воспитателя, создающего необходимые условия для деятельности и общения детей, включая и те, когда происходит усвоение способов маскулинного и феминного поведения.

В основе комплексного подхода лежит включение в педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: и воспитателей, и родителей, и детей.

Дифференцированный подход характеризуется учетом социально-психологических особенностей детей, что и определяет особенность содержания и форм работы с ними. С точки зрения педагогического взаимодействия, дифференциация связана с изучением особенностей полоролевого развития мальчиков и девочек конкретной группы детского сада и работу с ними с использованием соответствующих методов и приемов.

С позиции вышеуказанных походов в процессе организации педагогического сопровождения полоролевого развития ребенка необходимо учитывать также основные принципы, такие как принцип природосообразности, косвенного педагогического вмешательства, культуросообразности, интеграции и учета психологических особенностей.

Принцип природосообразности связан с использованием закономерностей полоролевой идентичности и естественных механизмов становления психологического пола ребенка с целью выявления, и предупреждения возможных проблем в полоролевом развитии.

Принцип косвенного педагогического вмешательства отвечает за тонкое, ненавязчивое взаимодействия с ребенком со стороны воспитателя, при этом не нарушается естественный процесс полоролевого развития, воспитателю необходимо использовать такие методы и приемы работы с каждым ребенком и группой в целом, которые не задевали бы гордости, чувства собственного достоинства и самоуважения ребенка.

Принцип культуросообразности отвечает за формирование и развитие таких качеств маскулинности и феминности, которые соответствовали бы эталонным представлениям того или иного общества.

Принцип учета психологических особенностей мальчиков и девочек определяет адекватность выбора форм и способов взаимодействия с ребенком того или иного пола при оказании ему помощи и поддержки в процессе полоролевого развития.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинности и феминности в поведении выступает предметно-развивающая среда. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых способов полоролевого поведения. Полоразвивающая предметная среда может состоять из мини-центров для мальчиков и девочек, соответствующих имитации выполнения мужских и женских дел.

Немаловажным условием для формирования и развития позитивной половой идентичности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, зародить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не "коллективная проработка знаний", а формирование умений обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований.

В частности, воспитатель должен понимать специфические задачи игры; осознавать развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социально половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов; избегать позиции учителя, предпочитая позицию "играющего тренера", не допускать негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты; играть вместе с детьми, показывая им способы маскулинного и феминного поведения, или акцентируя внимание на правильном сточки зрения полоролевой идентичноcти поведении мальчиков и девочек; ориентировать мальчиков и девочек на выбор ролей в соответствии со своим полом, акцентировать внимание на смысле полоролевого поведения ребенка с партнером по игре.

Сюжетно-ролевые игры детей 5-7 лет по сравнению с играми младших дошкольников отличаются политематичностью, становятся разнообразнее и сложнее; появляется коллективная форма, причем и мальчики, и девочки стремятся играть со сверстниками как своего, так и противоположного пола.

Для закрепления в поведении старших дошкольников позитивных гендерных стереотипов предпочтительнее выбирать сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе. Формирование позитивного полоролевого поведения в процессе сюжетно - ролевых игр может осуществляться следующим образом: совместное припоминание известных событий из жизни мужчин и женщин; частичное преобразование известных событий с целью обыгрывания позитивных мужских и женских качеств в сюжетно-ролевой игре; придумывание новых историй на основе реальных событий.

Показателями успешного становления полоролевого поведения у детей будут выполнение в самостоятельной сюжетно-ролевой игре специфических полоролевых функций, отражающих позитивные гендерные стереотипы; подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Анализ обширного опыта таких педагогов-практиков, как А. М Щетининой, О. И Ивановой, Ю. А Початковой, З. А Запорожцевой, М. Ю. Бурмистровой, позволил выделить следующие педагогические условия для эффективной организации полоролевого развития детей дошкольного возраста :

1) Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, т. е. отражая потребности и мальчиков, и девочек. Поскольку среда выступает в качестве одного из основных средств развития личности ребенка, источников его индивидуальных знаний и социального опыта, предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

2) Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом поло-

ролевого поведения. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике; игра подготавливает ребенка к реальным условиям жизни. Для развития самостоятельной игровой деятельности детей, необходимо формирование игровых умений и навыков в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром.

В игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. В игре отражается традиционный взгляд на роль мужчин и женщин в жизни общества: девочки ежедневно учатся делать домашние дела, заботятся о детях, выходят замуж, в то время, как мальчики что-то мастерят, воюют на войне, водят тракторы.

Поскольку игра играет важную роль в усвоении гендерного поведения, то необходимо учитывать следующие условия :

- яркость и привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

- достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - "путешествий", в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

3) Организация и проведение образовательной деятельности таким образом, чтобы формировалось представление о себе, как о представителе определенного пола. Организованная образовательная деятельность помогает успешно привить детям их социальные роли с учётом пола; формы поведения; культуру общения между мальчиками и девочками; расширить представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе; расширить представления детей о поведенческих, внешних и анатомических различиях мальчиков и девочек; сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и в конечном итоге способствовать полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

4) Чтение специальной художественной литературы, способствующей гендерному развитию личности ребенка. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Литературные герои являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социально-половые черты. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом смелости, решимости, героизма, а для девочек – примером скромности, нежности, любви.

5) Активное взаимодействие с семьей с целью эффективного полоролевого развития детей. Без активного участия родителей, любая педагогическая деятельность, по мнению А. М Щетининой, не будет успешной, поскольку именно родителям и семье отводится ведущая роль в полоролевом развитии детей. Именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т. е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками в воспитании детей. Поэтому перед педагогом стоит задача – повысить компетентность родителей в вопросах полоролевого воспитания детей.

Полоролевое развитие ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели — преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.

Таким образом, подводя итого всему вышесказанному, можно констатировать, что для организации эффективного педагогического процесса, направленного на полоролевое развитие личности ребенка, необходимо не только создание соответствующей предметно-развивающей среды, но и активное участие родителей в процессе полоролевого развития личности ребенка.

Публикации по теме:

Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как правильное физическое воспитание и развитие детей – одна из ведущих.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС до Доклад к педагогическому совету №2 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Педагогические условия формирования основ ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному.

Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современном ДОО .

Педагогические условия развития физических качеств у детей 5–6 лет Аннотация. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость,.

Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Слайд 1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Слайд 2 Изобразительное.

Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» Пол - комплекс репродуктивных,.

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Аксенова Валентина Владимировна, педагог-психолог, МКДОУ №262, г. Новосибирск Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего.

Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП Васильева В. В., воспитатель ГАУСО РЦ «Спасатель» Забайкальского края Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2018 в 09:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Микша (УИ 895285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД