Лучший педагог года

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи

Ольга Нечаева
Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Лингвистические основы связной речи

Монологическая речь – более сложный вид связной речи, говоря о монологическое речи, имеется ввиду формировании е связного высказывания или, по определению лингвистов, умение создавать текст.

Публикация «Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста, Лингвистические основы связной речи» размещена в разделах

Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться, прежде всего, данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?», «Как он организован?», «Каков механизм построения текста?», «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?» и другие. Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, что бы они отвечали требованиям программы и готовили их к школе.

Общепринятого определения понятия текста в лингвистике пока не существует. Самой краткой формулировкой понятия «текст» является определение А. А. Леонтьева: «Текст есть функционально завершенное речевое целое».

Лингвисты чаще ссылаются на определение, данное И. Р. Гальпериным: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящего из названия (заголовка, ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев, объединенных различными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической, имеющей определенную целенаправленность и установку.» Сложность понятия текст определяется тем, что именно через текст осуществляется связь языка с различными сферами человеческой деятельности.

В самом общем виде текст можно определить как продукт речемыслительной деятельности людей, возникающей и в процессе познания окружающей действительности, и в процессе непосредственной или опосредственной коммуникации. Н. И. Жинкин рассматривал текст как иерархию разнопорядковых предикаций. Как отмечает Н. И. Жинкин «в конечном счете, во всяком тексте, если он относительно закончен и последователен, высказана одна основная мысль, один тезис, одно положение. Все остальное подводит к этой мысли, развивает ее, аргументирует, разрабатывает».

Смысловая организация текста понимается как «система операций предицирования»

В тексте различают две стороны:

- Текст как продукт, т. е некоторая форма, способ воплощения;

- Текст как предмет, т. е психологическое содержание этой формы выражения.

Понимание текста зависит от степени владения языковыми средствами и от знания описываемого предмета. Согласно гипотезе А. А. Брудного: «… структура и семантика образует как бы одну часть сложного механизма, другая часть которого содержится в сознании и памяти индивида, воспринимающего текст. Когда два этих различных компонента вступают во взаимодействие, проходит процесс восприятия и понимания текста. Точная характеристика глубины понимания в каждом отдельном случае невозможна без понятия «содержания текста», которое, определяется выделением существенных связей в тексте – смысловых опорных пунктов» .

А. Н. Соколов экспериментально показал,что «смысловые вехи» или «опорные слова» являются носителями общего смысла высказываний или сверхфразовых единств, существуют во внешней речи в виде некоторой схемы в которую переводятся содержание текста при его понимании.

По мнению Н. И. Жинкина, кодом свойственной внутренней речи, является так называемый предметно – схемный код, который по-видимому, можно рассматривать как определенный способ «шифровки» тех денотатов, с которыми взаимодействует реципиент. Т. Д. Чистякова писала: «В тексте раскрывается система предметных отношений, т. е денотатов, закодированных в словесных значениях. Выделение денотатов и составляет предмет понимания».

В денотатной структуре представлены предметные отношения текста, которые могут быть переданы синонимическими языковыми. Поэтому денотатная структура позволяет сравнивать между собой разные тексты относительно тождества их содержания и может быть использована для оценки правильности понимания. Денотатная структура раскрывает объективное содержание текста от знаний читателя по описываемой теме. Тема текста представляет собой общий денотат, который раскрывается смыслом целевого текста. Все остальные денотаты обусловлены темой.

Текст только в этом случае можно назвать речевым произведением, если он обладает соответствующими признакам. Из всех признаков,

выделенных лингвистами рассмотрим лишь те, которые должны знать воспитатели в первую очередь.

Прежде всего к признакам речевого произведения относится целостность текста, составляющими которого является тематико – смысловая

целостность и структурное единство текста. Тематико – смысловая целостность текста предполагает, что в тексте говориться о каком – то

едином предмете (явлении, что он посвящен единой теме, и все

составляющие его предложения объединены вокруг одной темы. Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.

Также текст должен обладать структурным единством. В лингвисте выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц) структуры текста.

Текст должен иметь начало (зачин, продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Один из основных признаков текста является коммуникативная целеустановка. В лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль». В методической литературе используется термин «основная мысль».

Основная мысль – то главное, что автор хочет сказать в своем произведении. Она выступает в качестве организующего смыслового содержания. Основная мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях текста: в зачине, средней части, концовке. При этом она должна быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями или частями высказывания. В отличии от цельности, относящейся к смысловому плану

сообщения, связность характеризует внешний план и проявляется в семантической и грамматической зависимости предложений, порядке слов в предложениях, интонационном оформлении, особой системе

паузирования, соответственности предложений по длительности звучания.

А. А. Леонтьев, соединяя два понятия: «монолог» и «текст», ввел новое понятие – «текс монологической речи», выделив в качестве основных его

характеристик цельность и связность. Разводя эти два смешиваемых

в литературе понятия, Леонтьев категорию цельности соотносил с внутренним смысловым планом текста, тогда как категория связности характеризует внешний языковой план.

Цельность рассматривается как психологическая категория, заключающаяся в намерение говорящего реализовать задуманное по

четкому, последовательному, продуманному плану. Такое намерение обеспечивается умением осуществлять два вида планирования:

- планирование всего рассказа как речевого целого, т. е. составление «большой программы» монологического сообщения;

- планирование каждого отдельного предложения, входящего в рассказ, т. е. составление так называемых «малых программ».

Подчеркивая целесообразность переноса акцента с исследования связности на исследование цельности, А. А. Леонтьев указывает на практическую значимость изучения проблемы цельности, связывая ее с вопросами адекватного восприятия и понимания сообщения в процессе коммуникаций, т. к. если текст «плохой» в смысле цельности, то он плохой и в смысле восприятия, понимания и воспроизведения. За цельный текст Леонтьев предлагает принять такой, который сохраняет смысловое

единство при его воспроизведении, когда неизбежно теряются незначительные для передачи содержания смысловые элементы.

Признаком текста является также законченность, характеризуется исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым

развертыванием темы. Соотношение концовки с заголовком, наличие у

текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершенности. Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой. Развитие мысли в тексте помогает понять коммуникативный синтаксис, а именно – теория актуального членения.

Г. А. Золотова сравнивает нашу речь с движением конькобежца. Что бы продвинуться вперед, он отталкивается одной ногой, а другой скользит вперед. Также строится и текст. Мы отталкиваемся от того что было уже сказано (от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, сообщаем новое (те сведения, ради которых создается предложение). В движении мысли участвует каждое предложение, выделяется названные части – «данное» и «новое». Членение предложения на «данное» и «новое» получило название «актуальное членение предложения» (АЧП).

АЧП помогает понять как осуществляется развитие мысли в тексте. Что бы мысль в тексте развивалась, необходимо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи.

Теорию актуального членения рассматривали также и исследователи речи В. В. Виноградов, В. Матезиус, Г. К. Крушельницкая, Г. Л. Солганик, Г. А.

Золотова. Ими установлено, что предложения скрепляются с помощью «данных» каждого из них : При этом связь может быть последовательной и параллельной.

При последовательной связи возникает своеобразная цепочка: то, что было «новым», в следующем предложении станет «данным», к последнему добавляется «новое», оно опять станет «данным». и т. д.

При параллельной связи возникает как бы «пучок мыслей»; в нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом свое.

Необходимость повторения определенных сведений создает объективные предпосылки для появления повторяющихся слов, которых нередко нельзя избежать. Но повтор не всегда является недочетом.

В потоке связной речи повтор строго обусловлен: повторяется только то слово, которое подчеркнуто смыслом.

Ряд исследователей отмечают широкую распространенность лексического повтора. Н. Ю. Шведова пишет: «Повтор – общенародное явление русской диалогической речи, и нужно сказать, что непринужденный разговор почти всегда включает в себя повторы как конструктивный элемент диалога».

Особенно важно подчеркнуть, что повтор является одной из характерных особенностей детской речи. В силу этого он часто используется детьми как средство связи между предложениями. Лексический повтор может выступать как соотнесенность одного и того же слова в разных грамматических формах в смежных предложениях. Именно лексический повтор придает речи ясность и точность. Смысловая связь, существующая между предложениями предполагает грамматические средства ее выражения. Лингвисты (Л. М. Лосева, Г. Л. Солганик и др.)выявили следующие связи между предложениями.

Цепная связь может быть трех видов, к которым относится лексический повтор, местоименная замена и синонимическая замена.

Широкое распространение цепных связей, по мнению Г. Л. Солганика, объясняется тем, что они в наибольшей степени способствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны.

Параллельная связь характеризуется тем, что предложения не сцепляются

одно с другим, а сопоставляются. При этом благодаря параллелизму

конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или противопоставление.

При лучевой связи называется объект, а затем дается его характеристика. Чтобы более осознанно проводить обучение монологу, педагогу необходимо представить себе, как создается высказывание (текст). Толчком к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных

задач (поделиться чем – то, узнать о чем – то, сообщить что – то и т. д.). Так возникает коммуникативное намерение, и вслед за ним определяется общий замысел говорящего. Замысел – важнейший компонент высказывания, ему подчиняется отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др. Возникающий общий замысел начинает развертываться, намечаются основные вехи высказывания. Жинкин Н. И. писал: «Планируя, рассказчик прежде всего должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину. Потом он подыскивает подходы к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намеки на дальнейшее развитие, а возможно, и обещания решить какую – то задачу. После этого надо обдумать выводы и концовку». Как отмечает Н. И. Жинкин, описанная схема формальна, но она отражает ход внутренней подготовки высказывания, его обдумывания. То как дальше «на ходу» удается развивать мысль и словесно оформлять ее, зависит от накопленного человеком речевого опыта, его личного запаса языковых средств.

Предварительный план, по мнению Жинкина Н. И., хотя и облегчает подготовку предстоящей речи, решает только половину дела.

В реализации намеченного плана важную роль играет память человека

(долговременная и оперативная). Долговременная память хранит весь лексикон человека, модели слов, конструкции, которыми он владеет. Это и есть арсенал, из которого говорящий в момент речи черпает языковые средства. По запросу средства из долговременной памяти попадают в оперативную память, которая работает всего несколько секунд. Она выполняет две функции: частично удерживает уже сказанное и упреждает высказывание т. е. «готовит» синтаксическую модель и конкретные слова, которые предстоит использовать. Отбор всех средств направляется замыслом, теми смысловыми вехами, которые были намечены. Если вдруг очередная веха «теряется» говорящим, то происходит сбой – длительная пауза, нарушение логики изложения и т. п. В идеальном варианте человек говорит плавно, легко свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам -

образуют систему. Закончилось одно предложение – оперативная память срабатывает отработанные слова и выполняет задачу

составление нового предложения». Таким образом, реализация намеченного плана – это процесс последовательного

формулирования мыслей, ориентированный на общий замысел, на запланированные смысловые вехи.

Понимание механизма создания текста позволяет педагогу лучше осмыслить сущность тех умений, которые следует формировать у детей дошкольного возраста в ходе обучения.

В процессе речи человеку приходится говорить то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, месте, состоянии окружающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех ли иных свойств, явлений, то о своей оценки чего – либо. В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определенным значением. (продолжение в следующей записи)

Публикации по теме:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Речь человека служит показателем его интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо с раннего.

Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной.

Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее.

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» «]Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русская народная сказка, являясь доступной пониманию.

Лэпбук для развития связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста «Раз словечко, два словечко»Лэпбук для развития связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста «Раз словечко, два словечко» Данный лэпбук может быть использован для подгрупповой и индивидуальной работы старших дошкольников с целью развития связной речи и речевого.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Презентация для детей «Схемы в помощь учителю-логопеду для развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель проекта: Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. Задачи: Научить детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи
Опубликовано: 3 января 2018 в 10:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нечаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД