Екатерина Микишова
Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы.
База проведенного исследования: Детский сад № 10 «Белочка» г. Кулебаки, Нижегородской области.
В нашем исследовании приняли участие 12 детей старшей группы (6 мальчиков и 6 девочек)
В исследовании мы пользовались следующими методиками:
1. Пальцевый тест. (Мустафин А. М.)
2. Методика “Дорожки” (по Л. А. Венгеру).
3. Методика “Стежки” (по В. Мытацину).
Публикация «Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
1. Пальцевый тест. (Мустафин А. М.)
Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.
Задание для детей 4 – 5 лет.
1 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок.
Упражнения на дорисовывание
Дорисуй прямую линию;
Дорисуй волнистую линию;
Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок.
Работа с бумагой
Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок.
Упражнения на координацию движений.
«Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как• выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);•
Катание шарика. •
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) 1 балл – с заданием справился;
(-) 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2. балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Проанализируем полученные результаты по тесту.
На рисунке 1 представлены первичные показатели по исследованию уровня развития мелкой моторики у детей старшей группы по тесту Мустафина А. М.
Рис. 1. Первичные показатели по исследованию уровня развития мелкой моторики у детей старшей группы по тесту Мустафина А. М.
Из рисунка 1 следует, что согласно полученным данным, у 40% детей наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. То есть у этих детей движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена.
Средний уровень развития связной речи показали 40% учеников.
У этой группы детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо, но иногда они испытывают некоторые сложности при выполнении задания.
На высоком уровне развития связной речи учащихся оказалось 4 человека – 20%. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
2. Методика “Дорожки” (по Л. А. Венгеру).
Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
Инструкция для ребенка: “Здесь нарисованы машинки и дорожки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки”.
Инструкция педагогу и обработка экспериментального материала аналогичны предыдущей методике (“Домик”).
Результаты теста:
высокий уровень выполнения считается, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 1 раза;
средний уровень – 2- 3 раза выход за пределы дорожки.
низкий – более 3 выходов за пределы “дорожки”, неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.