Ирина Хлынова
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
2.2. Задачи, решаемые в опыте :
Цель моей работы : Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
Достижение поставленной цели я осуществляла посредством решения следующих задач:
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
1. Развивать практические навыки действий с различными видами материалов (бумага, салфетка, поролон, ватные палочки, соль, зубная щетка, свечка, трубочки для коктейля, краски, вода);
2. Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками
(«рисование пальчиками», «печать листьев», «кляксография», «раздувание краски»; «каракулеграфия», «ожившие предметы», «рисование солью», «батик», «монотопия», «шаблонограия», «рисование музыки», «рисование поролоном», «рисование штрихом»).
3. Вызывать интерес к рисунку, сделанному своими руками.
4. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к изобразительным материалам, и результатам труда.
2.3. Педагогические средства, используемые в опыте :
Диагностические методы:
1. С детьми:
- наблюдение.
2. С родителями:
- анкетирование родителей «Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста».
Развивающие методы :
- дидактические игры,
- использование наглядного материала (рассматривание иллюстраций, картин, образцов поделок).
- практический показ;
- художественное слово;
- пальчиковая гимнастика.
- прослушивание аудиозаписей
Методы профилактики и просвещения:
- ознакомление родителей с информацией в «уголке для родителей» в форме наглядного материала «папок передвижек», «консультаций для родителей» и т. д.
- организация совместных мероприятий с участием родителей (совместные творческие занятия, выставки совместных
поделок).
2.4. Технология опыта
Основной целью моей работы с детьми является развитие творческих способностей через различные виды нетрадиционных технологий изобразительной деятельности.
На начальном этапе работы я провела с детьми своей группы мониторинг игровой и продуктивной деятельности детей в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по примерной общеобразовательной программе дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, результаты которого показали, что 63 % испытывают затруднения в играх – экспериментах с разными материалами: песком, бумагой; 54% испытывают трудности при работе с изобразительными материалами: не правильно берут карандаш, не справляются с прикладыванием образа к силуэту, не доводят начатое дело до конца, им постоянно необходима помощь воспитателя. /Приложение №1/.
Новообразования, которые возникают к концу четвертого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком.
Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте такова : "ребенок - предмет - взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину - ребенок все время смотрит на этот предмет Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако, без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!»
Именно поэтому необходимо взаимодействие с родителями, с которыми я провела анкетирование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста», «Организация продуктивной деятельности детей раннего возраста».
Результаты анкетирования родителей «Что Вы знаете о нетрадиционных техниках рисования?» показали:
46% - рисуют с детьми дома;
54% - не рисуют с детьми дома;
73% - не знакомы с понятием «нетрадиционные техники рисования»;
11% - родителей организуют некоторые техники рисования на развитие изобразительной деятельности.
По результатам анкеты «Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста» было выявлено:
29% -опрошенных родителей интересуются искусством;
5% - занимаются изобразительным творчеством сами;
67%-создают необходимые условия для возникновения детской продуктивной деятельности;
33% - участвуют в изобразительной деятельности детей. /Приложение № 2/.
На основе результатов проведенного мониторинга я перешла к следующему этапу свой работы.
На втором этапе своей работы по данному направлению, подобрав и изучив методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования детей дошкольного возраста составила перспективный план работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» /Приложение № 3/.
В непосредственно образовательной деятельности обучаю детей способам и приёмам нетрадиционных техник рисования таких как :
Печатание листьями – можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам). Для занятий нам понадобилось: гуашь, кисти, белая или тонированная бумага, листья. Во время прогулки собирали с детьми листья разнообразных деревьев, кустарников, растений, отличающиеся по размеру и форме. В процессе рисования листик покрывали гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно прикладывали окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижимали и аккуратно за черенок плавным движением вверх постепенно отклеивали его с альбомного листа. Главное – не двигать лист, иначе изображение получится смазанным. Следующие листочки можно окрасить в другие цвета, можно листик сделать двухцветным или многоцветным. Можно уже использованный листик покрасить в другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.
2.5. Результативность опыта
Проведение итогового мониторинга показало положительный результат данной работы : у 35, 5% детей в игровой деятельности отмечается положительная динамика; в продуктивной деятельности детей положительная динамика наблюдается у 21, 2% детей. /Приложение № 11/.
Работа по развитию творческих способностей детей через различные виды продуктивной деятельности способствовала :
Дети знают различные нетрадиционные изобразительные материалы, умеют самостоятельно выбрать материал для выполнения творческой работы;
У детей сформировались практические умения и навыки действий с различными видами материалов (бумага, салфетка, картофель, вата, глина, соленое тесто, поролон, пробка, ватные палочки, снег, «лунный песок»;
Дети овладели определёнными нетрадиционными изобразительными техниками («рисование пальчиком», «ватной палочкой», «ладошкой», «оттиск пробкой, печатками из картофеля, поролоном»; «скатывание», «рваная бумага») ;
Появился устойчивый интерес и желание выполнить творческую работу.
III. Внедренческий
3.1. Условия формирования опыта :
Работа над данной проблемой начата в 2013 году на базе МКДОУ «Детский сад № 2 «Родничок» в средней группе.
Более успешной реализации поставленных задач способствовало применение дидактических игр на развитие творческих способностей и развитие мелкой моторики;
Развивающая среда в группе оформлена с учетом проводимой работы : представлен разнообразный наглядный материал, художественная литература, различные поделки.
В работе с детьми широко использую пальчиковую гимнастику и упражнения для рук с музыкальным сопровождением, что даёт детям положительный эмоциональной настрой, усиливает творческое воображение, повышает активность.
Анализируя свой опыт работы, могу отметить, что данная система работы помогла значительно повысить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и поставленные задачи, были решены.
Литература
1. Баранова, М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста / М. Л. Баранова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2005;
2. Печора, К. Л., Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. - М. : Владос, 2002;
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», М, - Творческий центр Сфера, 2009;
4. И. В. Мальцева «Пальчиковые игры для детей» - СПб, издательская группа «Азбука - классика», 2010;
5. Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах» - Спб, Детство – пресс, 2011;
6. Е. А. Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста» - М: Москва – синтез, 2006;
7. С. И. Гудилина «Чудеса своими руками» -М: «Аквариум», 1998;
8. Т. И. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке., аппликации в игре»;
9. С. А. Левина, С. И. Тукачева «Физкультминутки»- В; Учитель, 2005г.