Елена Панфилова
Опыт работы по реализации парциальной программы «Азбука безопасности» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из парциальных программ, входящих в часть основной образовательной программы нашего детского сада, формируемой участниками образовательных отношений, является парциальная программа «Азбука безопасности». Данная программа была разработана творческой группой педагогов нашего учреждения и реализуется уже на протяжении четырех лет.
Публикация «Опыт работы по реализации парциальной программы „Азбука безопасности“ в ДОУ» размещена в разделах
Основной целью программы является создание условий для формирования у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, способности безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д., неординарных и опасных ситуациях.
Задачи программы :
Обучающие:
- Формировать у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
- Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах формирования у детей основ безопасной жизнедеятельности, охраны и укрепления их здоровья.
Развивающие:
- Развивать у воспитанников качества, необходимые для обеспечения безопасного поведения в опасных ситуациях.
- Способствовать развитию эмоционального интеллекта у дошкольников.
Воспитательные:
- Воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, безопасность других людей, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Воспитывать у воспитанников личностные качества, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
- Воспитывать бережное отношение к природе и экологическую культуру.
Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в рамках реализации программы «Азбука безопасности» осуществляется по следующим направлениям:
- «Безопасность личной жизнедеятельности»
- «Безопасное взаимодействие с природой»
- «Безопасность на дороге»
Комплексно-тематическое планирование составлено в соответствии с данными направлениями.
К программе нами был разработан методический инструментарий, включающий в себя:
- саму парциальную программу «Азбука безопасности»;
- комплексно-тематическое планирование для всех возрастных групп;
- наглядно-дидактические пособия, игры;
- рабочие тетради;
- примерное содержание Центра безопасности в группе;
- картотеки по направлениям программы;
- медиатеки по направлениям программы.
Рабочие тетради были разработаны педагогами нашего детского сада и успешно апробированы. Содержание рабочих тетрадей построено в соответствии с комплексно-тематическим планированием программы «Азбука безопасности» и рассчитано на закрепление изученного материала.
На сегодняшний день у нас разработаны рабочие тетради для старшей и подготовительной групп.
Образовательная деятельность по Программе осуществляется в соответствии с циклограммой.
В детском саду созданы все условия для полноценной реализации программы. Развивающая предметно-пространственная среда в группах обеспечивает возможность детей комфортно изучать окружающий их мир, правила безопасного поведения, и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.
В групповых помещениях детского сада оформлены «Центры безопасности», которые включают в себя материалы и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Содержание уголка безопасности в группах соответствует основным направлениям программы (личная безопасность, безопасность на дороге, на природе, и возрасту детей.
Для успешной реализации программы также используются музыкальный зал, спортивный зал, методический кабинет, костюмерная, а также групповые участки.
В спортивном зале имеется методический набор на стойках «Дорожные знаки», модель светофора для организации мероприятий по ПДД, модель перекрестка с пешеходными переходами.
На территории ДОУ имеется площадка с дорожной разметкой, также предназначенная для мероприятий по дорожной безопасности.
Для формирования основ безопасного взаимодействия с природой широко используется экологическая тропа на территории детского сада, где дети знакомятся с основами экологической культуры, правилами безопасности в лесу, около воды, ядовитыми грибами, ягодами, лекарственными растениями и т. д.
Для реализации программы мы специально подбирали наглядные пособия как в сети Интернет, так и целенаправленно закупали необходимые материалы (плакаты, наглядные пособия, иллюстрации) по направлениям программы.
Что касается настольных, дидактических игр, то мы не только закупали в магазинах, но и изготавливали сами. К изготовлению самодельных игр привлекали родителей воспитанников и самих детей.
Также создаем Лэпбуки, например такие, как «Пожарная безопасность», макеты (дороги, светофора, пожарного щита).
К программе разработали сборники, картотеки по основным направлениям программы. Например, сборник дидактических игр по безопасности. К каждой игре подобран иллюстративный материал, необходимые атрибуты. Разработали сборник загадок, пословиц и наказов.
Также нами создана медиатека по направления программы, включающая в себя сборник обучающих презентаций, сборник мультфильмов по безопасности, в который вошли «Уроки тетушки Совы», Азбука безопасности «Смешарики», «Спасик и его друзья», «Аркадий Паровозов» и др.
В рамках реализации программы организованно сотрудничество с образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями. Со всеми учреждениями заключаются договоры о сетевой форме реализации образовательных программ. Ежегодно к заключенным договорам согласовываются приложения с планом работы на новый учебный год.
Например, в рамках сотрудничества с Лицеем № 176 школьники старших классов, под руководством учителя, проводят познавательно-развлекательные мероприятия по темам программы, например «Приключения Незнайки», квест-игры - «В поисках светофора», «Детский сад идёт в поход».
С Новосибирским областным колледжем культуры и искусств организуются развлекательные мероприятия, такие как «Колядки», «Масленица», где обговариваются правила поведения с огнём.
Автономная некоммерческая культурно-досуговая организация «Школа безопасности «Знай Как» приезжает к нам с театральными представлениями на тему ПДД, безопасности в быту, безопасного отдыха на природе.
Студенты Новосибирского техникума автосервиса и дорожного хозяйства занимаются волонтёрским движением, и проводят для детей мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Также в рамках реализации программы организовано сотрудничество с родителями (законными представителями).
Формы взаимодействия с семьями воспитанников разнообразны и включают в себя такие направления:
- Информационно-аналитическое (анкеты, опросы, индивидуальные беседы)
- Просвещение родителей (памятки, буклеты, наглядная информация в уголке родителей, консультации, рекомендации)
-Организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса (праздники, развлечения, различные акции, конкурсы)
Родители, как активные участники образовательных отношений всегда участвуют совместно со своими детьми в организуемых выставках по темам программы, конкурсах, олимпиадах, как в очном формате, так и в дистанционном. Воспитанники нашего учреждения неоднократно занимали призовые места.
Также родители помогают в оснащении предметно-пространственной среды группы своими руками, например (изготавливают дидактические игры, сшили костюмы пожарного, полицейского, помогают в распечатке агитационных материалов)
В конце каждого учебного года проводим анкетирование родителей для выявления уровня удовлетворенности реализацией программы. На протяжении нескольких лет результаты анкетирования показывают стабильно высокие результаты.
Без сомнения тема детской безопасности одна из самых главных в дошкольном детстве, ведь именно в этот период происходит интенсивное освоение окружающего мира, идет процесс формирования основ безопасного поведения. Благодаря систематизированной работе по программе «Азбука безопасности» в нашем детском саду у детей повысился уровень сформированности знаний и умений по теме безопасность, дети в процессе интересной деятельности легко и непринуждённо осваивают принципы и нормы безопасного поведения в обществе.