Людмила
Опыт работы по парциальной программе «Семьеведение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семьеведение»
Начать своё выступление я хочу с того, что приоритетным направлением в моей работе является взаимодействие с семьей. И методологической основой моей работы стала парциальная программа «Семьеведение»…
Цель: улучшение эмоционального климата между детьми, родителями и педагогом.
Задачи:
Основные задачи своей работе я вижу в следующем :
- Формировать представление о семейных ценностях, воспитание уважение к старшему поколению
Публикация «Опыт работы по парциальной программе „Семьеведение“» размещена в разделах
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Свою работу по этому направлению начинаю с детьми с младшей группы. Родители каждого ребёнка максимально включены в жизнь детского сада, что позволяет им лучше понимать своего ребёнка, видеть его успехи и трудности, с доверием относиться к рекомендациям воспитателя. Они принимают участие в проведении тематических дней «Моя семья».Вместе с родителями мы оформилиальбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу», альбом «Моя семья», который находится в уголке уединения. Не все дети еще умели разговаривать, но уже с любовью показывали пальчиком, где их мама и папа в альбоме. На их лицах появлялись улыбки увидев своих родителей и близких. Малыши которые уже разговаривали не только показывали, но и говорили кем они им приходятся (мама, папа, называли их имена. Повзрослев стали рассказывать с кем они живут, кто является членами их семьи.
Выучили и с большим удовольствием выполнялипальчиковую гимнастику «Семья», «Моя семья»,
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
стихи и песни про мам и пап. Предлагаю им и стихи собственного сочинения о семье, маме. Побуждала их проговаривать ласковые и нежные слова и дарить их родителям.
Малыши очень любили вместе со мной рассматривать иллюстрации с животными и их детёнышами, играть в игры: «Малыш заблудился, найди его маму», «Напоим куклучаем», «Спи мой малыш» и др.
Чем взрослее становились мои воспитанники, тем разнообразнее становились их интересы, потребности, расширялся кругозор. Предметная среда группы пополнялась картотеками игр по формированию представлений о семье, профессиях родителей согласно возрастным особенностям детей.
Если раньше они только качали кукол на руках, сейчас уже напевают колыбельные песенки, которые мы с ними выучили. Играя в «Семью», распределяют роли, семейные обязанности, выбирают профессию. В игре часто копируют формы общения в своей семьи. Для того,чтобы познакомить детей с профессиями их родителей, приглашала мам и пап в гости в группу. Родителям очень нравится участвовать в образовательном процессе. Но так было не сразу.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ними, проводила анкетирование. Посетила каждую семью дома, а некоторые и не раз. Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста всегда готова помочь, подобрать необходимую для них литературу, посоветовать как поступить. В помощь мне и родительские уголки,хоть эта форма работы является традиционной, практический материал который мы в нём помещаем, дает возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, в какие игры с малышом можно поиграть дома.
И теперь мы друзья. Родительские собрания готовим вместе, родители моих воспитанников делятся опытом семейного воспитания, проводят мастер-классы.
В нашейгруппе реализованысовместные проекты «Моя родословная», в рамках проекта дети получили более углублённые знания о своей семье, о своей родословной, о семейных традициях. Проект : «Наши защитники».В рамках этого проекта дети больше узнали о своём старшем поколении. Как прошло детство прабабушек, за что получили награды прадеды.
«Мой любимый город». «Профессии моих родителей» в рамках этого проекта мы ходили вместе с родителями на экскурсии в пожарную часть, парикмахерскую, магазин. «Макет моей улицы».
Наши выставки семейных работ"Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Любимы места Пензенского каря», «Родословное дерево», «Дары осени»,фотовыставки «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат» - помогают увлечь семьи общим делом, развивать интересыребенка.
Дети с родителями участвуют в акциях «Покормите птиц зимой»,«Каждому скворцу - скворечник», «Посади дерево» -это воспитывает у малышей любовь к родной природе, учит заботиться об окружающих. Детигордятся папами, дедушками, их трудом и участием в жизни детского сада.
Семьи моих воспитанников охотно принимают участие в Днях добрых дел (подготовке участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонту оборудования, «Подари книгу детям»).
И, конечно, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов вместе с детьми. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я разработала определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- изготовление атрибутов, пособий.
Сначала с удовольствием откликнулись мамы, особенно им нравилось готовить костюмы и танцы. А потом и папы сами предложили помощь в изготовлении атрибутов, а на 23 февраля и свой музыкальный номер.
Уже не первый год семьи моих воспитанников принимают участие в районных мероприятиях «Дне города», «Осенинах», традиционном конкурсе «Успешная семья».Семья Грачевых - дипломанты 2016, семья Казарян – 2 место 2017 год, семья Костроминых – 3 место 2019 год.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.