Щепкина Татьяна Викторовна
Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание парциальной образовательной программы.
Модуль1 «Вода»
Тема 1.1 «Живая вода»
Содержание темы.
Вода – бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет. Определить вместе с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу, что вода не имеет вкуса и запаха, но приобретает вкус и запах растворенных в ней веществ.
Публикация «Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности, Модуль1 „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Формы. Способы. Методы.
Формы: Организация коллективной деятельности (фронтально и в группах0 Совместная деятельность детей и педагога.
Методы: беседы, наглядности, экспериментирование.
Опытническая деятельность детей :
Налить в баночку воду и опустить кисточку.
- почему кисточку видно? (Предположения детей).
Вывод- Оказывается, у воды нет цвета – она прозрачная.
Давайте попробуем сделать воду цветной!
Дети берут кисточку с любой краской и растворяют ее в воде.
Какого цвета стала вода? Давайте проверим, осталась ли она прозрачной – можно ли увидеть кисточку сквозь окрашенную воду? (Ответы детей).
Вывод- Оказывается вода приобретает цвет того вещества, которое в ней растворили. Вода окрасилась и она больше не прозрачная.
Но можно ли эту воду пить? Хорошо ли было бы рыбам и другим водным обитателям, если бы вода была непрозрачной? Где им лучше живется – в чистой воде или в загрязнённой? (ответы детей).
Ребята, мы теперь знаем, что вода прозрачная, а как вы думаете, какой у воды вкус? (пробуют)
Вывод- вода безвкусная.
Проводятся опыты с добавлением в воду сахара, затем соли, лимонного сока. Какого вкуса стала вода? (Ответы детей).
Вывод - вкус воды изменился на соленый, сладкий и кислый. Вода приобрела вкус того вещества, которое вы в ней растворили. Вода в баночке, где мы растворили лимонный сок, пахнет лимоном. В остальных баночках вода не пахнет ни чем. Оказывается вода – это вещество без запаха, без цвета и без вкуса!
Средства образования и развития :
Звуковой ряд: фонограмма звуков природы. Звуки воды.
Материалы и оборудование (на каждого ребенка) : баночки с водой (4 шт. на каждого ребенка, ложки, пипетка с лимонным соком, акварельные краски с кисточкой, соль, сахар.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений :
Взрослый – источник знаний, руководитель исследовательской деятельности детей. Взаимоотношения педагога и ребенка характеризуются как субъектно-субъектные. Характер взаимодействия между детьми дружеский, бесконфликтный, сотрудничество.
Виды деятельности :
1. Коммуникативная деятельность
2. Речевая деятельность
3. Познавательно-исследовательская деятельность
4. Музыкально-эстетическая деятельность.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений :
Взрослый – источник знаний, руководитель исследовательской деятельности детей. Взаимоотношения педагога и ребенка характеризуются как субъектно-субъектные. Характер взаимодействия между детьми дружеский, бесконфликтный, сотрудничество.
Виды деятельности детей :
1. Коммуникативная деятельность.
2. Речевая деятельность.
3. Познавательно – исследовательская деятельность.
4. Чтение художественной литература.
Продукт Чистая вода.
1.2 «Мир в капле воды»
Содержание : Земля. Глобус. Соотношение суши и воды. Виды воды: родники, реки, моря, озёра, океаны, осадки. Количество солёной и пресной воды в сравнении. Круговорот воды в природе. Капли.
Формы, способы, методы
Организация коллективной деятельности детей (фронтально, в группах).
Организация индивидуальной деятельности детей.
Методы: беседы, наглядности, опыты.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: «Звуки взлёта и приземления ракеты».
Зрительный ряд: Карта, схема с изображением круговорота воды в природе.
Литературный ряд : «Сказка о каплях» И. Кожановой.
Материалы и оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов, банка с водой, стакан, черная краска, соль морская и поваренная, аудиозапись, яблоко, дидактическая игра «Круговорот воды в природе»
Музыкальный ряд :«Осенний вальс» А. Шаламановой
Литературный ряд: стихотворение Л. Трифоновой
«В капле воды– отраженье вселенной».
Характер взаимодействия участников образовательных отношений Характер взаимодействия детей с взрослыми – сотрудничество.
Характер взаимодействия детей с сверстниками – партнерство.
Виды деятельности детей :
Коммуникативная деятельность.
Речевая деятельность.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Чтение художественной литературы
Материалы и оборудование:
Бумага, листья деревьев, краски, кисти, восковые мелки, губки, ватные палочки, палитры.
Продукт
Рисунки детей в «капле» дождя.
Тема 1.3. В гостях у Водяного. Содержание темы Бережное отношение к окружающей природе.
Виды водоёмов. Загадки о воде и её свойствах.
Формы, способы, методы
Организация коллективной деятельности детей (фронтально, в группах).
Организация индивидуальной деятельности детей
Методы: беседы, наглядности, экспериментирование.
Опытническая деятельность детей.
Участвуют воспитатель, помощник воспитателя, дети.
Ребята, посмотрите, что вы видите на своём столе? (льдинки, банки с водой и т. д.). Возьмите лёд в руки и погрейте.
Что можно сказать про лёд? (холодный, скользкий, хрупкий, мокрый, прозрачный и т. д.).
Лёд - это какое вещество? (твёрдое).
Какие ещё твёрдые вещества вы знаете? (дерево, железо, камень, стекло и т. д.).
Бросьте льдинки в банку с водой и вытрите руки салфеткой.
А сейчас мы проверим, хрупкий лёд или нет? Я возьму молоточек и постучу по льдинке. Стучу слабо - твердый. Сильно - хрупкий.
Какой лед не разобьется от моего удара? (на реке, пруду).
Всегда он толстый на реке? (зимой).
А когда лед тонкий? (весной).
У вас в банках с водой зима или весна? (весна, лед растаял).
Во что превратился лед? (в воду).
Вода – это какое вещество? (жидкое).
Какие жидкие вещества вы знаете?
Как вы думаете вода в ваших баночках холодная или теплая?
Как вы догадались? (клали лед, баночки холодные)
Что нужно сделать, чтобы вода была теплая? (подогреть).
На чем подогреть? (на плите, костре, солнце, влить горячую воду).
Что хорошего в том, что вода станет горячей? Что плохого?
Посмотрите, нам принесли чайник с горячей водой, я снимаю крышку и как мы узнали, что вода горячая? (идёт пар).
Пар - это какое вещество? (газообразное).
Какие ещё газообразные вещества вы знаете?
Давайте подставим под струю горячего пара зеркальце.
Ребята, что это на стекле? (вода).
Да ведь был же пар, откуда вода взялась? (пар поднялся, остыл и снова превратился в воду).
Помощник воспитателя уносит чайник с горячей водой.
Что делает вода? (переливать воду из одной банки в другую)
Вода течет и поет нам свою песенку. А вы можете по звуку догадаться о силе водного потока, о том, где течет эта водичка? (прослушивания записи разных звуков воды, в том числе звука морского прибоя)
А как вы думаете можно ли пить морскую воду? (нет, она соленая)
Правильно, постоянное употребление соленой морской воды может нанести большой вред организму человека.
У вас в мешочках находится морская соль, давайте добавим ее в вашу водичку в баночки и размешаем. (У вас в баночках получилась морская вода).
Попробуйте язычком эту водичку, какая она? (соленая).
Но мир воды находится в большой опасности, люди плохо заботятся о нём, загрязняя воду.
Заводы сливают в реки промышленные отходы, бензин от моторных лодок и катеров попадает прямо в воду, брёвна во время сплава по реке часто тонут, засоряют дно и гниют, а река становится мельче. С самолётов разбрасывают удобрения или ядохимикаты на поля, а они попадают в воду. Садоводы и дачники загрязняют воду реки мусором. Отдыхающие на пляже также бросают на берегах в воду мусор.
Итог занятия.
Значит, какой вывод мы можем сделать из наших опытов?
Вывод: Вода может быть в трех состояниях: Жидкостью, паром, льдом - жидким, газообразным, твердым. Вода бывает соленой (морской) и несоленой (пресной).
Лед – это замерзшая вода.
Пар – сильно нагретая и испарившаяся вода.
Чем мы можем помочь в охране воды?
Ребята, а ведь с водой ещё и поиграть можно!
Как вы играете с водой?
Наше занятие подошло к концу, и я предлагаю вам, кто пожелает, поиграть: подуть в трубочку в мыльную воду и попускать пузыри!
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: «Музыка воды».
Зрительный ряд: Мультимедийная презентация слайдов.
Литературный ряд : Стихи о разных состояниях воды. Музыкальный ряд: фонограмма звуков природы. Звуки воды.
Литературный ряд: К. Г. Паустовский «Поэзия дождя».
Зрительный ряд: И. К. Айвазовский «Море», В. Д. Поленов «пейзаж с рекой».
Материалы и оборудование: Набор сосудов для воды на каждого ребенка, льдинки, молоточек, зеркальце или стекло, морская соль, горячая вода в чайнике.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений :
Взрослый – источник знаний, руководитель исследовательской деятельности детей. Взаимоотношения педагога и ребенка характеризуются как субъектно-субъектные. Характер взаимодействия между детьми дружеский, бесконфликтный, сотрудничество.
Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер, стакан с водой, три пластиковые бутылки с разными пробками (красная, зелёная и синяя, капельки по количеству детей, миска с водой, растительное масло, лист бумаги с написанным молоком словом, утюг, диск с музыкой воды, две удочки и рыбки с магнитами, журнал «Чудо-чадо».
Характер взаимодействия участников образовательных отношений Характер взаимодействия детей с взрослыми – сотрудничество.
Характер взаимодействия детей с сверстниками – партнерство.
Виды деятельности детей
Музыкальная, восприятие художественной литературы, познавательная, исследовательская, двигательная, речевая.
Продукт
Создание фотоальбома «Виды водоёмов»
Тема 1.4 Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Содержание темы.
Вода удивительное вещество, которое путешествует по всей планете, совершая переходы между жидким, твердым газообразным состоянием. Значимость воды для жизни на Земле. Плотность воды.
Формы. Способы. Методы.
Формы: коллективная работа (фронтальная и индивидуальная).
Методы: беседы, наглядности, игровой.
Вода – удивительное вещество, которое путешествует по все планете, совершая переходы между жидким, твердым и газообразным состоянием.
А вы знаете, что вода нужна всем живым существам? Птицы, звери и другие животные пьют воду, купаются в ней. Растения листьями испаряют воду, чтобы не перегреться на солнце. На Земле существует целое водное царство - океаны и моря, реки и озера, полярные ледники и снежные шапки горных вершин. Даже обыкновенные ручейки и лужицы - это тоже маленькие частицы большого царства воды. Сегодня мы вспомним свойства воды, а поможет нам в этом игра «Что? Где? Когда?»
Игра: Капитаны поочерёдно крутят волчок, который стрелкой показывает № конверта с вопросом о свойствах воды: вода не имеет формы, цвета, вкуса, бывает в твёрдом, жидком, парообразном виде.
Выигрывает та команда, которая больше набрала фишек.
Победители награждаются медалью «Самый лучший знаток» с эмблемой Совы.
Средства образования и развития.
музыкально – художественный :муз. А. Мелконова «Дикая лошадь»;
музыкальная пауза –исполнение детьми песни «Осень милая шуршит»сл и муз. Еремеевых
Зрительный ряд: мультимедиа с вопросами.
Материалы и оборудование:
Мультимедиа, крутящийся волчок со стрелкой, конверты с вопросами, фишки, эмблемы для команд («дождинки» и «снежинки», медали для награждения, песочные часы;
Характер взаимодействия участников образовательных отношений :
Взрослый – источник знаний, руководитель исследовательской деятельности детей. Взаимоотношения педагога и ребенка характеризуются как субъектно-субъектные. Характер взаимодействия между детьми дружеский, бесконфликтный, сотрудничество.
Виды деятельности детей :
Коммуникативная деятельность.
Речевая деятельность.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Чтение художественной литературы.
Продукт
Награждение медалями «Самый лучший знаток»
Тема 1.5 «Что умеет вода?»
Содержание темы.
Определить материалы, предметы из которых тонут в воде, а из которых – нет; показать детям что, плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от формы. Лёд не тонет в воде. Закрепить полученные знания в игре.
Формы. Способы. Методы.
Формы: коллективная (фронтальная) и индивидуальная.
Метод: беседа наглядности, экспериментирование.
- Ребята, как вы думаете, если опустить предмет в воду, то какой предмет утонет? (Ответы детей.) А какие предметы будут плавать на поверхности? (Ответ детей). Почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? (Ответы детей).
(экспериментирование.)
- Давайте проверим на плавучесть разные материалы! Наполните ваши баночки водой. Начнем с дерева, как вы думаете, тонут ли в воде деревянные предметы? (Ответы детей). Опустите деревянный предмет в вашу баночку (зубочистки, спички, пробки и т. д.). Он утонул? (Ответы детей).
- Как вы думаете, утонет ли в воде железо? (Ответы детей). Испытаем. Опустите железный предмет в вашу баночку (гвоздь, гайка и т. п.). Он утонул? (Ответы детей).
- Как вы думаете, тонет ли пластмассовый предмет? (Ответы детей). Опустите в баночку с водой пластмассовый предмет. Что произошло? (Ответы детей).
- Утонет ли в воде лед? Опустите в баночку кусочек льда, что происходит? (Ответы детей).
- Испытаем теперь резину. Будет ли тонуть резиновый предмет (ластик и т. д.? (Ответы детей).
- Ребята, какой вывод вы можете сделать после нашего опыта? (Ответы детей). Плавучесть предметов зависит оттого, из чего они сделаны.
- Однако плавучесть предметов зависит не только от материала. Проведем еще один эксперимент. Для этого нам понадобятся две большие баночки с водой и 2 кусочка пластилина. Из одного кусочка пластилина слепите шарик, а из другого лодочку или плоскую лепешку.
- Опустите в одну баночку опустите шарик, а в другую лодочку. Что произошло? (Ответы детей). Почему шарик утонул, а лодочка осталась на поверхности? (Ответы детей). Оказывается, на плавучесть предмета влияет не только материал, но и форма.
Итог занятия: Плавучесть предметов зависит от материала, из которого они сделаны и от их формы. Железо, резина, пластмасса, пластилин – тонут в воде. Дерево, лед – нет. Благодаря тому, что лед не тонет в воде, в водоемах возможна жизнь.
Средства образования :
Зрительный ряд: картины П. Михин «Морской простор», И. К. Айвазовский «Кораблекрушение».
Материалы и оборудование: баночки с водой по 2 штуки на каждого ребенка, по 2 кусочка пластилина на каждого ребенка, предметы для экспериментирования (дерево, железо, пластмасса, резина, кусочек льда) на каждого ребенка.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений :
Взрослый – источник знаний, руководитель исследовательской деятельности детей. Взаимоотношения педагога и ребенка характеризуются как субъектно-субъектные. Характер взаимодействия между детьми дружеский, бесконфликтный, сотрудничество.
Виды деятельности :
1. Коммуникативная деятельность.
2. Игровая деятельность.
3. Продуктивная деятельность.
4. Познавательно – исследовательская деятельность.
Продукт
Создание коллекции предметов, которые тонут и не тонут в воде.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется воспитателем с педагогическим образованием, прошедшего курсы повышения квалификации по ФГОС, имеющим 1 категорию. Педагог берёт на себя роль направляющего в экспериментальной деятельности с детьми, организует работу с родителями по организации условий для реализации программы, фиксирует результаты освоения программы. Педагог в случае надобности привлекает музыкального работника, физ. инструктора, медсестру, пом. Воспитателя.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Для реализации парциальной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
- уголок экспериментирования (карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента);
- мини-лаборатория (лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, семена; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сито);
- презентации;
- проектор;
- компьютер;
- наглядные пособия;
- детские халаты;
- клеенчатые фартуки;
-полотенца;
- контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Научно-методическое обеспечение Программы
1. За основу взята примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Москва-Синтез 2012г. – 336с.
2. Составлен перспективный план «Модульное планирование программных задач экспериментальной деятельности с компонентами неживой природы».
3. Отобрано содержание экспериментальной деятельности в соответствии с тематическим планированием и задачами развития.
4. Подобраны опыты и эксперименты, соответствующие возрасту детей.
5. Создан обменный фонд информационно-познавательной литературы для родителей на сайте МБДОУ№5 «Рябинушка»
3.3. Время и сроки реализации Программы
Парциальная образовательная программа развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности рассчитана на два года
– 2014-2015 год.
Программа реализуется один раз в неделю по 25 – 30 минут во второй половине дня согласно СанПиН 2.4.1.2660-10.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет.
Занятия кружковой работы проводится как :
*групповое (работа в мини – лаборатории)
*коллективное (целевые прогулки, экскурсии)
*индивидуально-самостоятельное (В уголке природы, в лаборатории, на участке д/сада)
*совместное с взрослым (в уголке природы, в лаборатории)
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
С помощью родителей и спонсоров обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформила центр науки - мини - лабораторию «Юный исследователь»,
который включает в себя оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов.
В настоящее время в ДОУ произошла частично модернизация материально- технической базы ДОУ. Детский сад оснащен 1 персональным компьютером, 1 телевизором, 1 музыкальным центром. В детском саду имеются фотоаппарат и видеокамера, которые используются для съемки занятий, мероприятий, утренников. Отснятые материалы эпизодически используются в воспитательной работе.
Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Для реализации настоящей образовательной программы в группе организован уголок экспериментирования. Его содержанием является :
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки,
природный материал (камешки, песок, семена и т. п,
утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки)прочие материалы - лупы, термометры, песочные часы, весы, микроскоп;
колбы, пробирки и др. разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т. д.);
бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);разные виды бумаги, пластилин;
красители пищевые и непищевые; приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.); прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито); детские фартуки; полотенца, тряпочки, щетка и совок; схемы проведения опытов.
Организация мини-лаборатории и центра науки в МБДОУ мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:
Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.).
Место для приборов.
Место для выращивания растений.
Место для хранения материала (бросового и природного).
Место для проведения опытов.
Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).
Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерных) :
Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные, магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терки, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, мельницы.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Материалы: а) природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.); б) бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт).
Развивающая предметно-пространственная среда безопасна, позволяет детям свободно перемещаться в пространстве, отвечает санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование соразмерно росту ребенка, соблюдается световой режим в центрах экспериментирования, книжном уголке и пр., регулярно пополняется новым материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда безопасна, позволяет детям свободно перемещаться в пространстве, отвечает санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование соразмерно росту ребенка, соблюдается световой режим в центрах экспериментирования, книжном уголке и пр., регулярно пополняется новым материалом.
V/Дополнительный раздел
1/1Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155;
2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Москва-Синтез 2012г. – 336с.
4. Экологические занятия для детей 5—6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко, Т. Ц. Учитель. — Воронеж, 2002.
5. Зубкова Н. М. Пять тысяч — где, семь тысяч — как, сто тысяч — почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. — СПб., 2010.
6. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Лужа. Опыты и эксперименты для детей. — СПб., 2009.
7. Юдина Т. В. Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любознательных дошколят // Игра и дети. — 2006,—№2, —С. 5, 6.
8. Энциклопедия дошкольника / Н. Н. Малофеева. — М. : Росмэн, 2007.
9. Большая книга эрудита / Т. В. Сидорина. — М. : Росмэн, 2006.
10. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005
11. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005
12. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. М., 2005
13. Рыжова Н. А. Почва – живая земля. М., 2005
14. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. М. ,2005
15. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. М., 2005.
16 Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
17. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.
18. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.
19. Сальмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности
20. Сальмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности.
Интернет ресурсы:
Портал «О детстве» [Электронный ресурс]- https://www.o-detstve.ru – проверено 13.02.14года