Щепкина Татьяна Викторовна
Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир"
Автор: Щепкина Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ №5, детский сад комбинированного вида г. Сорочинск.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Публикация «Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности» размещена в разделах
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы 4
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы 6
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы 6
1.4 Возрастные характеристики развития детей 7
1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы 10
II.
Содержательный раздел
2.1 Тематическое планирование образовательной деятельности 11
2.2 Содержание парциальной образовательной программы 13
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы 24
3.2 Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания 24
3.3 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы 25
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды 25
IV
Дополнительный раздел
4.1 Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы
28
Литература и приложение
28
Целевой раздел
Пояснительная записка
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская
пословица)
1.1 Актуальность парциальной образовательной программы.
В современных условиях развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Реализация социального заказа во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности. Пробудить умственные способности детей педагогам поможет организация в дошкольных учреждениях элементарной поисковой деятельности.
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют : там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т. е. дети не осознают их, и познавательная активность не на высоком уровне. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Однако многие из детей не проявляют интереса к окружающей их живой и неживой природе. Поэтому необходимо обогащать их чувственный опыт. Важно научить детей не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть; не только ощупывать, но и осязать. Глубокое знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить себе без его исследовательской деятельности в природе через экспериментирование.
Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору решения.
В процессе экспериментирования дети получают конкретные познавательные навыки : учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат. Это тот метод обучения, который позволяют малышу моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций. Дети совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира. Во время экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются фонды умственных приемов и операций, развивается речь.
Наблюдая за детьми, как младшего, так и старшего возраста, я убедилась, что теоретические знания, полученные словесным путем и не подкрепленные практическим опытом малоэффективны.
Слова грузинского педагог Ш. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Всё это и становится условием дальнейшего успешного обучения в школе.
Таким образом, для решения этой проблемы мною разработан настоящий проект парциальной образовательной программы «Познаю мир».
Программа выполнена в соответствии с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Также в основу программы положена концепция непрерывного дошкольного образования, предусматривающая, развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе развития. В связи с вышеизложеным, я считаю, что настоящая программа дает детям возможность приобщиться к исследовательской работе, как к важному способу познания окружающего мира.
1.2. Цель и задачи парциальной программы
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Активизировать интерес к экспериментальной деятельности;
2. Активизировать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;
3. Обогащать представления об основных физических свойствах, явлениях; 4. Закрепить умения устанавливать причинно-следственные связи;
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе деятельности :
Принципы:
1. Построение образовательной среды на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признанием ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
3. Поддержка инициативы детей в опытно - экспериментальных видах деятельности;
4. Сотрудничество МБДОУ и семьи;
5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в опытно – экспериментальной деятельности;
Подходы: Основными подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали : гуманитарный и системно - деятельностный.
Системно - деятельностный подход к организации образовательной деятельности это удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего. В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей.
Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию образовательного процесса : постановку в центр внимания уникальной, целостной личности ребенка; признание его права на разностороннее развитие и проявление способностей; равенство, человечность, справедливость, человечность как нормы отношений в образовательном учреждении (Слободчиков В. И.).
1.4. Возрастные характеристики развития детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.
У детей 6-7 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. К старшему дошкольному возрасту, познавательная деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
В 6-7 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами. Огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая представляет собой процесс усвоения знаний, умений и навыков, и, главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, на основе сотрудничества, сотворчества.
Развитие познавательного интереса ребенка происходит путем формирования его опыта через:
• эмоциональную насыщенность образовательного процесса, способствующую формированию новых мотивов деятельности;
• включение в процесс обучения проблемных ситуаций;
• включение в процесс обучения разных видов экспериментирования.
Проделанные вместе с воспитателем опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленные в уголке экспериментирования или природном уголке. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается не только на развитии мышления, но и на развитии речи. Дети выделяются умением хорошо излагать свои мысли, выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и те же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не получиться).
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания : наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Обязательным элементом образа в подготовительной группе является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментирования (с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стеклами и т. п., в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. гибкости, глубине мышления детей свидетельствуют :
• желание и умение творить, создавать, придумывать и изобретать;
• выражение ярких положительных эмоций в процессе познания, познавательной потребности;
• самостоятельная постановка вопросов и педагогу, и сверстникам;
• умение видеть противоречия и формулировать проблему;
• умение выдвигать гипотезу;
• умение вести самостоятельный поиск, добиваться результатов, делать самостоятельные выводы, умозаключения, обобщения;
• желание и умение высказывать собственные суждения, оценки, свой подход к решению проблем.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Исходя из требований ФГОС, планируются следующие результаты.
1. Выражает инициативу в познавательно-исследовательской деятельности;
2. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
3. Обладает элементарными представлениями о явлениях и свойствах неживой природы;
4. Интересуется причинно-следственными связями;
5. Умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться чужим успехам. 6. Проявляет бережное отношение к природным ресурсам малой Родины.
1.6. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Исходя из ориентиров ФГОС ДО заполняется карта наблюдений, отражающих образование и развитие детей (карта наблюдений в приложении №1). Подведение итогов реализации программы :
• фотовыставка детской опытной экспериментальной деятельности;
• проведение тематических конкурсов – викторин для детей участников программы «Познаю мир»;
• семинар-практикум для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;
• родительское собрание по итогам реализации дополнительной образовательной программы «Познаю мир».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Модуль/Тема Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности
Модуль 1. Царица - водица
1.1 «Живая вода» 30 мин. Групповая, индивидуальная, совместно с взрослыми
Игра. Музыкальная, двигательная,
познавательная, восприятие
худ. литературы, речевая,
исследовательская.
1.2 «Мир в капле воды» 30 мин. Коллективная
Занятие Познавательно-исследовательская,
восприятие худ. литературы,
речевая, двигательная, музыкальная,
худ. творчество.
1.3
В гостях у Водяного. 30 мин. Подгрупповая, индивидуально.
Беседа
Игра Двигательная, познавательная,
игровая, восприятие худ.
литературы, речевая,
исследовательская, художественная.
1.4
«Что, где, когда?» «Снег, лёд, пар – это вода!»
60 мин Интеллектуальная
игра
Эксперимент Подгрупповая, коллективная, игровая,
Коммуникативная деятельность
Речевая деятельность
Познавательно – исследовательская
деятельность
Чтение художественной литературы
1.5 Что умеет вода?
1.«Тонет – не тонет!»
2.«Поверхностная пленка воды» 60 мин Беседа
Эксперимент
Игра
Творчество – лепка из пластилина Коммуникативная деятельность
Продуктивная деятельность
Познавательно – исследовательская деятельность
Игровая деятельность
Модуль 2. Земля - Матушка.
2.1 Царство земли. 30 мин. Подгрупповая, коллективная, игровая,
Двигательная, познавательная,
игровая, восприятие
худ. литературы, речевая,
исследовательская.
2.2 «Простые чудеса» с магнитом 60 мин. Подгрупповая, коллективная, индивидуально.
Эксперименты Познавательная, двигательная, коммуникативная, продуктивная, исследовательская.
2.3
Огород на подоконнике. 90 мин. Фронтальный, индивидуально. Познавательная, двигательная, коммуникативная, продуктивная, исследовательская, трудовая.
2.4. В царстве камней.
«О чем может нам рассказать камень»
«Свойства камней» 30 мин. Игра
Чтение В. Кудрявцева «Алмазная гора»
Эксперимент Коммуникативная деятельность
Игровая деятельность
Речевая деятельность
Чтение художественной
литературы
2.5
Изучаем песок. Песочные часы.
«Эксперименты в песочнице»
. «Песчинка – жительница пустыни» 90 мин Беседа
Игра
эксперимент Подгрупповая,
индивидуально.
Игровая деятельность
Коммуникативная деятельность
Речевая деятельность
Познавательно – исследовательская
деятельность
Модуль 3. Господин - Воздух.
3.1 Невидимка – воздух. 30 мин. Подгрупповая, коллективная, игровая,
Познавательно-исследовательская,
восприятие худ. литературы,
речевая, двигательная, музыкальная.
3.2 Откуда
берётся ветер? 30 мин. Эксперимент. Подгрупповая, индивидуально.
Двигательная, познавательная,
игровая, восприятие худ.
литературы, речевая,
исследовательская.
3.3
Воздух везде. 30 мин. Эксперимент
Подгрупповая, индивидуально.
. Познавательно-исследовательская,
восприятие худ. литературы,
речевая, двигательная, музыкальная
3.4 Свойства воздуха.
«Сколько весит воздух?»
«Воздух и запах» 60 мин.
Эксперимент
Игра
Прослушивание аудиозаписи
Коммуникативная деятельность
Игровая деятельность
Познавательно – исследовательская
деятельность
Музыкально – эстетическая
деятельность
3.5 Воздушные фокусы.
«Кто держит открытку?»
«Кто мешает литься воде?» 60 мин. Беседа
Игра
Эксперимент
Подгрупповая,
индивидуально
Речевая деятельность
Игровая деятельность
Познавательно – исследовательская
деятельность
Коммуникативная деятельность