Марина Яковлева
Опыт работы по развитию изобразительных умений детей 3–4 летнего возраста в лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию изобразительных умений детей 3-4 летнего возраста в лепке.
У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представление о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучение детей художественно-творческой деятельности.
Публикация «Опыт работы по развитию изобразительных умений детей 3–4 летнего возраста в лепке» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лето
- Лето. Летние занятия по лепке, пластилин
- Лето. Летние поделки и рисунки
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Однако педагог должен иметь в виду, что далеко не все малыши посещали первую младшую группу, поэтому даже элементарные навыки изобразительной деятельности у большинства детей могут быть не сформированы. Вместе с тем, к трём годам дети приобретают некоторый опыт познания предметов и явлений, они более развиты физически и психически. Это даёт возможность не повторять полностью путь, пройдённый детьми третьего года жизни. Поэтому необходимо развивать у детей психические процессы, которые важны для овладения лепкой, формировать образные представления, воображение, эмоционально положительное отношение к действительности, к произведениям искусства, как классического, так и народного. Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит им изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладевает формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображение любых предметов. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нём. Представление о движении, производим рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического восприятия. Формообразующие движения руки в лепке различны : пространственные свойства изображаемых предметов передаются массой, объёмом.
Во второй младшей группе задачи изобразительного технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различению и лепке шара, цилиндра, диска, ориентировке в их величине, составлению из них несложных фигур.
Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты и другие знакомые предметы. Важно чтобы ребёнок подержал их в руках, ощутил объём, размер. Для этого детей перед занятием объединяют в небольшие группы по 5-6 человек. Можно предложить покатать предмет между ладонями, если шар – круговыми движениями, если цилиндр – продольными. Обследовать подобным образом можно и предметы, состоящие из нескольких частей, например куклу-неваляшку. В таком случае внимание ребят направляется сначала на форму основных частей – туловище, голову, а потом более мелких дополняющих образ-руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подведёт ребёнка к пониманию формы, но и позволит понять строение куклы. Одновременно идет уточнение пропорциональных соотношений между частями: туловище по размеру самое большое, голова поменьше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, куклу можно проанализировать и по количеству частей: одно туловище, одна голова и две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство детей с основными геометрическими телами включает в себя и первоначальное обобщение: усвоить форму шара или цилиндра, ребёнок сможет в дальнейшем увидеть её в других предметах, например: шар – в яблоке, апельсине, ягодах. На этой основе происходит формирование обобщённых умений и развитие способности действовать самостоятельно, например, круглый апельсин нужно лепить также, как яблоко. Части, из которых состоит снеговик, неваляшка тоже круглые и лепятся таким же способом.
На первых занятиях по лепке целесообразно показать приёмы изображения и объяснить их. Малыши сидят лицом к воспитателю, а он берёт кусок пластилина одной рукой, помещает его на раскрытую ладонь и производит необходимые движения. «Беру кусок пластилина, - говорит воспитатель, - кладу на ладонь и раскатываю его вот так вперёд, назад, вперёд, назад. Вот какой получился столбик». Все действия воспитателя при показе способов должны быть чёткими и понятными. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения можно предложить перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Показ и объяснение должны занять не более 3-4 минут. Обучение детей во 2 младшей группе должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда дети знакомы с приёмами лепки, им не следует показывать их ещё раз.
Хороший результат от занятия, может быть, достигнут только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать детей предстоящей лепкой.
Для этого можно обыграть тему занятия, сказав детям, что они будут лепить пряники для кукол, или предложить вылепленной кукле-неваляшке дать в руку маленький флажок. В том случае, если дети лепили цыплят, можно всех их поставить на зелёный лист бумаги, изображающий луг, или поместить около курицы-наседки, которую заранее вылепил воспитатель. Игровые ситуации ведут к лучшему пониманию детьми образа, который они создают, а это очень важно, т. к. основная цель – научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами. Интерес к образу вызывает положительные эмоции у ребят на протяжении всего занятия: они это выражают действиями, мимикой, смехом, а после занятия вспоминают, как они лепили.
Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения, но, как и, в первой младшей группе, он в основном направляется не на качество отдельных изображений, а на общий результат. Однако можно уже некоторым детям указывать на отдельные недостатки например, дети лепили предмет, состоящий из нескольких частей, и должны были плотно соединить части путём их прижимания кому-то из детей это не удалось, и работа распалась на части. Воспитатель может обратиться к ребёнку или ко всем детям и сказать, что части нужно соединить прочно, плотно прижимая одну к другой. Можно тут же предложить ребёнку исправить свою ошибку, а если ребёнок будет затрудняться, то помочь ему.
Следовательно, все приёмы обучения, которые использует воспитатель, направляются на развитие у детей умственной активности и самостоятельности в использовании разнообразных способов лепки.
Литература:
Леонова Н. Н., Халезова Н. Б., Саккулина Н. Б.
Подготовила: воспитатель группы №4 Яковлева Марина Владимировна