Ковалева Ольга
Опыт работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в МАДОУ (детский сад) г. Нижнего Новгорода и представляю опыт работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста средствами дидактических игр.
Сенсорное развитие ребенка это - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Наа этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно.
Сенсорное воспитание :
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность, внимание, воображение;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной
деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и др.) считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Большинством исследователей (Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Тихеева, А. В. Запорожец, Н. Б. Венгер и др.) этот возраст считают наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств.
Цель: способствовать накоплению представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах средствами дидактических игр.
Содержание деятельности построила поэтапно:
1 этап - подготовительный:
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
- диагностика и анализ сенсорного развития детей в группе;
- анкетирование родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды новым оборудованием, играми.
2 этап - практический:
- организация работы с воспитанниками;
- реализация системы работы по использованию дидактических игр и пособий, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных представлений у дошкольников;
- спланировать работу с родителями.
3 этап - заключительный:
- провести итоговое обследование детей и проанализировать результаты исследования;
- выделить эффективность разработанной системы работы с детьми по формированию сенсорных представлений.
Ход работы
1 этап - подготовительный
Свою работу мы начали с обследования детей по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой. Результаты наблюдений показали, что на высоком уровне находятся 6 детей (27%, на среднем- 12 детей (55%, на низком 4 ребенка (18%).
Многие пособия выполнены своими руками. Среда мобильна, многофункциональна, отвечает требованиям и возрасту детей и их индивидуальным особенностям.
Оформили сенсорную зону, которая включает в себя разделы:
1. Дидактические игры и пособия :
- для развития мелкой моторики рук : пирамидки окрашенные в основные цвета, стержни для нанизывания цветных колец, мозаика, объемные вкладыши, матрешки, набор для завинчивания, прищепки,рамки-полотна с застежками, бусы, каврограф.
- для восприятия формы и величины: набор геометрических тел (Блоки Дьенеша, набор плоскостных геометрических тел, чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
- для восприятия цвета: бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и т. д., куклы в одежде основных цветов.
- для восприятия звуков: музыкальная шкатулка, набор шумовых трубочек, звучащие музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, звуковое панно-дорожка "Домашние животные. "
- для тактильных ощущений: природный материал (шишки, желуди, тактильная книга (панно с разными по фактуре тканями, подносы с манкой или песком для рисования пальцами, фасоль для перебирания руками, стол экспериментирования с песком и водой.
2. Зона отдыха "Сухой бассейн", наполненный разноцветными шариками.
3. Наглядно-демонстрационный материал: предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, одежды, посуды и т. д.
4 Самодельные дидактические игры и пособия : "Веселая карусель", "Куклы на соотнесение цвета", "Цветные мешочки", "Умная книга", "Собери урожай", "Солнышко и дождик", "сенсорная юбка", "Собери мишку", "Собери целое из половинок", "Найди все красное, желтое, зеленое, синее".
2 этап - практический
Задача данного этапа:
1. Формировать представление детей о форме предмета, цвете и величине.
2. Формировать умение детей сравнивать и группировать предметы по форме, цвету,
величине, используя обследование
3. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.
4. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
5. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Определяли направления работы с детьми по сенсорному воспитанию.
1. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.
2. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию в дидактических играх.
3. Обобщение умений в использование игр в совместной и самостоятельной
деятельности.
В начале работы мы накапливали сенсорный опыт детей и знакомили детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
При ознакомлении с играми использовались также следующие методы:
1. наглядные: обследование предметов, рассматривание картинок, наблюдения в природе "Большие и маленькие листочки". Обучение детей обследованию предметов проводили последовательно. Для накопления сенсорного опыта использовала игры "Определи на ощупь", "Что в сундучке".
2. словесные: беседы, чтение художественной литературы, слушание музыки.
3. практические: Дидактические игры "Найди маленький и большой листок", упражнение "Цветная карусель".
Для ознакомления детей с сенсорными эталонами разработали систему работы по использованию дидактических игр и пособий для развития сенсорных представлений.
Условно мы разделили игры и этапы их использования гна:
1. Игры по формированию представлений о величине предметов : "Бусы", "Прятки", "В какую коробку", "Самая длинная, самая короткая".
2. Игры по формированию представлений о форме предметов : "Где круг, где квадрат",
"Что куда?", "Подбери фигуру".
3. Игры по формированию представлений о цвете предметов : "Спрячь
листок", "Подбери цвет", " Сложи узор".
4. Использовали пальчиковые игры.
5. Игры сюжетного содержания:"Спрячь мышку", "Нарядим солнышко""Подбери чашки к
блюдцам".
Когда дети познакомились с дидактическими играми, возрос интерес к ним мы перешли к закреплению полученных знаний и умений. Для этого использовали следующие дидактические игры :
1. На соотнесение по образцу: (вычленение определенного размера на основе сопоставления, например: "Матрешки", "Шары")
2. На выбор по образцу: (сравнение, зрительное соотнесение объектов по размеру, цвету, величине, например: "Подбери маленькому и большому ежику иголочки").
3. На выбор по слову: (соединение слов названий с конкретным размером, цветом и т. д., например: "Найди большие", Найди маленькие".
4. На группировку по основным признакам (сравнение, зрительное соотношение и группировка объектов по размеру, цвету, величине, например: "Побери блюдце к чашке", "Воздушные шары", "Подбери куклам бусы".
5. Игры и пособия на развитие мелкой моторики : "Подарки из прищепок", "Сложи листик",
"Волшебные палочки", "Пуговичная полянка" и т. д.
6. Игры на восприятие и развитие ощущений, определение свойств предметов - твердый, мягкий, колючий и т. д., например: "Сенсорный рюкзачок".
Последнее направление работы направлено на обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.
Дети самостоятельно играли с расписными матрешками, вкладышами, пирамидками разной величины и разного цвета. Особенно понравилось сюжетное игровое пособие "Умная книга", где они могли изменять расположение деталей (прикреплять, прилеплять, развивать мелкую моторику, повышая свой тактильный опыт. Дети также с удовольствием играли с природным материалом (шишками, листочками, желудями, сортировали его по коробкам.
В совместной и самостоятельной деятельности использовали игры с песком, землей: "Чувствительные ладошки", "Сенсорный коврик", "Что в мешочке", "Расставь по порядку" и т. д.
На итоговом этапе работы мы провели итоговое обследование детей.
Результаты по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой показали, что на высоком уровне находятся 10 детей, на среднем - 9 детей, на низком - 1 ребенок.
В результате проведенной работы :
- дети получили представление о цвете, форме, величине предметов, научились группировать предметы по заданному признаку, у них изменилось отношение к своим действиям - они настойчиво добивались результата.
- используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представление о цвете, величине, форме.
- разработана система сенсорного развития детей раннего возраста.
- родители получили необходимые психолого-педагогические задания по сенсорному развитию детей раннего возраста.