Ковалева Ольга
Опыт работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в МАДОУ (детский сад) г. Нижнего Новгорода и представляю опыт работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста средствами дидактических игр.
Сенсорное развитие ребенка это - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Наа этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания.
Публикация «Опыт работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно.
Сенсорное воспитание :
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность, внимание, воображение;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной
деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и др.) считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Большинством исследователей (Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Тихеева, А. В. Запорожец, Н. Б. Венгер и др.) этот возраст считают наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств.
Цель: способствовать накоплению представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах средствами дидактических игр.
Содержание деятельности построила поэтапно:
1 этап - подготовительный:
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
- диагностика и анализ сенсорного развития детей в группе;
- анкетирование родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды новым оборудованием, играми.
2 этап - практический:
- организация работы с воспитанниками;
- реализация системы работы по использованию дидактических игр и пособий, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных представлений у дошкольников;
- спланировать работу с родителями.
3 этап - заключительный:
- провести итоговое обследование детей и проанализировать результаты исследования;
- выделить эффективность разработанной системы работы с детьми по формированию сенсорных представлений.
Ход работы
1 этап - подготовительный
Свою работу мы начали с обследования детей по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой. Результаты наблюдений показали, что на высоком уровне находятся 6 детей (27%, на среднем- 12 детей (55%, на низком 4 ребенка (18%).
Многие пособия выполнены своими руками. Среда мобильна, многофункциональна, отвечает требованиям и возрасту детей и их индивидуальным особенностям.
Оформили сенсорную зону, которая включает в себя разделы:
1. Дидактические игры и пособия :
- для развития мелкой моторики рук : пирамидки окрашенные в основные цвета, стержни для нанизывания цветных колец, мозаика, объемные вкладыши, матрешки, набор для завинчивания, прищепки,рамки-полотна с застежками, бусы, каврограф.
- для восприятия формы и величины: набор геометрических тел (Блоки Дьенеша, набор плоскостных геометрических тел, чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
- для восприятия цвета: бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и т. д., куклы в одежде основных цветов.
- для восприятия звуков: музыкальная шкатулка, набор шумовых трубочек, звучащие музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, звуковое панно-дорожка "Домашние животные. "
- для тактильных ощущений: природный материал (шишки, желуди, тактильная книга (панно с разными по фактуре тканями, подносы с манкой или песком для рисования пальцами, фасоль для перебирания руками, стол экспериментирования с песком и водой.
2. Зона отдыха "Сухой бассейн", наполненный разноцветными шариками.
3. Наглядно-демонстрационный материал: предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, одежды, посуды и т. д.
4 Самодельные дидактические игры и пособия : "Веселая карусель", "Куклы на соотнесение цвета", "Цветные мешочки", "Умная книга", "Собери урожай", "Солнышко и дождик", "сенсорная юбка", "Собери мишку", "Собери целое из половинок", "Найди все красное, желтое, зеленое, синее".
2 этап - практический
Задача данного этапа:
1. Формировать представление детей о форме предмета, цвете и величине.
2. Формировать умение детей сравнивать и группировать предметы по форме, цвету,
величине, используя обследование
3. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.
4. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
5. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Определяли направления работы с детьми по сенсорному воспитанию.
1. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.
2. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию в дидактических играх.
3. Обобщение умений в использование игр в совместной и самостоятельной
деятельности.
В начале работы мы накапливали сенсорный опыт детей и знакомили детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
При ознакомлении с играми использовались также следующие методы:
1. наглядные: обследование предметов, рассматривание картинок, наблюдения в природе "Большие и маленькие листочки". Обучение детей обследованию предметов проводили последовательно. Для накопления сенсорного опыта использовала игры "Определи на ощупь", "Что в сундучке".
2. словесные: беседы, чтение художественной литературы, слушание музыки.
3. практические: Дидактические игры "Найди маленький и большой листок", упражнение "Цветная карусель".
Для ознакомления детей с сенсорными эталонами разработали систему работы по использованию дидактических игр и пособий для развития сенсорных представлений.
Условно мы разделили игры и этапы их использования гна:
1. Игры по формированию представлений о величине предметов : "Бусы", "Прятки", "В какую коробку", "Самая длинная, самая короткая".
2. Игры по формированию представлений о форме предметов : "Где круг, где квадрат",
"Что куда?", "Подбери фигуру".
3. Игры по формированию представлений о цвете предметов : "Спрячь
листок", "Подбери цвет", " Сложи узор".
4. Использовали пальчиковые игры.
5. Игры сюжетного содержания:"Спрячь мышку", "Нарядим солнышко""Подбери чашки к
блюдцам".
Когда дети познакомились с дидактическими играми, возрос интерес к ним мы перешли к закреплению полученных знаний и умений. Для этого использовали следующие дидактические игры :
1. На соотнесение по образцу: (вычленение определенного размера на основе сопоставления, например: "Матрешки", "Шары")
2. На выбор по образцу: (сравнение, зрительное соотнесение объектов по размеру, цвету, величине, например: "Подбери маленькому и большому ежику иголочки").
3. На выбор по слову: (соединение слов названий с конкретным размером, цветом и т. д., например: "Найди большие", Найди маленькие".
4. На группировку по основным признакам (сравнение, зрительное соотношение и группировка объектов по размеру, цвету, величине, например: "Побери блюдце к чашке", "Воздушные шары", "Подбери куклам бусы".
5. Игры и пособия на развитие мелкой моторики : "Подарки из прищепок", "Сложи листик",
"Волшебные палочки", "Пуговичная полянка" и т. д.
6. Игры на восприятие и развитие ощущений, определение свойств предметов - твердый, мягкий, колючий и т. д., например: "Сенсорный рюкзачок".
Последнее направление работы направлено на обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.
Дети самостоятельно играли с расписными матрешками, вкладышами, пирамидками разной величины и разного цвета. Особенно понравилось сюжетное игровое пособие "Умная книга", где они могли изменять расположение деталей (прикреплять, прилеплять, развивать мелкую моторику, повышая свой тактильный опыт. Дети также с удовольствием играли с природным материалом (шишками, листочками, желудями, сортировали его по коробкам.
В совместной и самостоятельной деятельности использовали игры с песком, землей: "Чувствительные ладошки", "Сенсорный коврик", "Что в мешочке", "Расставь по порядку" и т. д.
На итоговом этапе работы мы провели итоговое обследование детей.
Результаты по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой показали, что на высоком уровне находятся 10 детей, на среднем - 9 детей, на низком - 1 ребенок.
В результате проведенной работы :
- дети получили представление о цвете, форме, величине предметов, научились группировать предметы по заданному признаку, у них изменилось отношение к своим действиям - они настойчиво добивались результата.
- используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представление о цвете, величине, форме.
- разработана система сенсорного развития детей раннего возраста.
- родители получили необходимые психолого-педагогические задания по сенсорному развитию детей раннего возраста.