Лариса Орлова
Из опыта работы «Развитие двигательных умений и способностей у детей дошкольного возраста на занятиях секции акробатики»
▼ Скачать + Заказать документы
В 1983 году я закончила Челябинский государственный педагогический институт по специальности «физическое воспитание». С 1983 года работала воспитателем в ДОУ № 125 города Липецка (в настоящее время реорганизованном в МАОУ СШ №59 «Перспектива», с 1990 и по настоящее время работаю инструктором по физической культуре в дошкольных группах, а также педагогом дополнительного образования в школьном звене; являюсь руководителем цирковой студии «Светлячок» МАОУ СШ №59 «Перспектива».
Публикация «Из опыта работы „Развитие двигательных умений и способностей у детей дошкольного возраста на занятиях секции акробатики“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Художественная, спортивная гимнастика и акробатика в детском саду
- Темочки
Моё педагогическое кредо можно выразить словами: от удовольствия в игре - к потребности в физической культуре, от мышечной радости - к радости душевной.
Ребёнок до 7 лет ещё не осознаёт значение физических упражнений, для него тренировка - просто возможность подвигаться. Задача педагога – максимально используя стремление детей к движению, к игре, формировать у них сначала неосознанную, а потом и мотивированную потребность в двигательной деятельности, обеспечить каждому ребёнку радость движения и успешность в обучении. Даю установку детям стремиться к достижению своей личной цели в физической подготовке, укреплении здоровья и всеми средствами помогаю им в этом. Создаю условия, чтобы каждый ребёнок мог реализовать себя, свои индивидуальные особенности и интересы. Дети получают от занятий радость, становятся с каждым разом хоть чуточку сильнее, покидают спортивный зал с улыбкой и с удовольствием приходят на тренировки ещё и ещё.
Одной из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста является развитие двигательных умений и способностей. Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Учитывая значимость разносторонней двигательной активности, детям кроме физкультурных занятий по программе необходимы дополнительные (секционные) занятия.
Самые давние традиции в нашем образовательном учреждении имеет акробатическая секция, организованная мной в 1990 году. Почему я остановила свой выбор именно на акробатике?
1) Акробатикой можно заниматься с 3-4 лет - это объясняется большим диапазоном сложности упражнений — от простейших до чрезвычайно трудных.
2) У детей дошкольного возраста возникает психологическая готовность к освоению сложных двигательных действий и проявлению определённых волевых усилий.
3) Выполнение акробатических упражнений благотворно влияет на рост и физическое развитие занимающихся; помогает развить ловкость, смелость, силу, гибкость, устойчивость равновесия, координированность и другие жизненно необходимые качества и навыки.
4) Дети 3-7 лет быстро утомляются от физической нагрузки, однако их силы сравнительно легко восстанавливаются. Поэтому для них очень подходят гимнастические и акробатические упражнения, при которых физическая нагрузка чередуется с частыми кратковременными перерывами, расслаблениями мышц.
Выбор секции осуществляется по желанию родителей и детей, по способностям детей, по медицинским показаниям. Тренировочная работа в секции акробатики строится на основе базового уровня развития двигательных умений и навыков, получаемых на занятиях по физической культуре, и в соответствии с моей авторской программой «Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста основам акробатики».
Акробатикой начинаю заниматься с детьми 3 – 4 лет, но возможно и более позднее начало тренировок. В тренировочные группы дети объединяются в основном по возрастному принципу с учетом индивидуальных способностей.
Для контроля за динамикой уровня физической подготовленности детей 2 раза в год провожу тестирование, что позволяет давать индивидуальные рекомендации по развитию двигательных умений и способностей.
Физическая подготовка акробатов предполагает развитие двигательных качеств и двигательных способностей, а также является основой, на которой формируется рациональная спортивная техника. Поэтому стремлюсь к тому, чтобы физическая подготовка была всесторонней. Включаю в тренировки упражнения на гимнастических снарядах.
Большое внимание уделяю развитию ловкости – способности выполнять различные упражнения с минимальными затратами времени и сил. Степень ловкости зависит от развития гибкости, силы, быстроты. У детей дошкольного и младшего школьного возраста высокая подвижность суставов, большая эластичность мышц, сухожилий, связок, что обуславливает хорошее развитие гибкости. Учитывая все это, стараюсь:
1) Во-первых, развивать гибкость с раннего возраста, пока тоническое сопротивление мышц действию растягивающих сил наименьшее.
2) Во-вторых, упражнения на гибкость сочетать с упражнениями, укрепляющими суставы и мышцы.
3) Не развивать гибкость чрезмерно, чтобы она не была трудноуправляемой.
4) После выполнения упражнений на гибкость давать упражнения на расслабление. Расслабление помогает снять мышечное напряжение, улучшает кровообращение, восполняет запас сил, восстанавливает работоспособность.
Дети, которые занимаются в секции акробатики, знакомятся с элементами психической саморегуляции (аутотренинга, учатся произвольно напрягать и расслаблять мышцы тела, управлять своим состоянием, ощущениями, настроением.
В тренировках акробатов использую асаны – упражнения из хатха–йоги. Хатха-йога – это оздоравливающая система упражнений. Действие асан направлено на сохранение и развитие гибкости, эластичности позвоночника, на укрепление мышц. Выполняя эти упражнения, дети учатся владеть своим телом, избавляются от мышечной скованности.
На тренировках стремлюсь к тому, чтобы дети выполняли все упражнения сознательно, настойчиво преодолевали трудности, проявляли самостоятельность, инициативу и творческий поиск в тренировках. Поощряю свободу мысли своих учеников, фантазию, «изобретения» детьми новых игр, упражнений, которые затем успешно использую в дальнейшей работе. Все тренировки строю на основе игровой мотивации, часто использую игровые сюжеты, образы, приемы, развивающие фантазию и воображение. Добиваюсь того, чтобы на занятиях царила спокойная, доброжелательная, деловая атмосфера, а дети были свободны и раскрепощены. Тренировки вызывают большой интерес у детей, укрепляют желание заниматься физическими упражнениями, позволяют почувствовать «мышечную радость».
Регулярные тренировки в акробатической секции приводят к стойкой адаптации к нагрузке, к увеличению «количества здоровья», т. е. способности противостоять заболеваниям и выдерживать учебные и бытовые нагрузки. Ребёнок не только получает полноценное физическое развитие, но и вырабатывает привычку к регулярным занятиям физической культурой, закаливает характер, нацеливает себя на правильные жизненные ориентиры.
Дети продолжают заниматься акробатикой и в школе. В нашем образовательном учреждении на основе секции акробатики создана цирковая студия «Светлячок». При подготовке к традиционным цирковым представлениям дети с помощью педагогов выбирают тот жанр (акробатика, жонглирование, эквилибр, клоунада, оригинальный жанр, в котором наиболее полно раскрывается их одаренность, их спортивные способности. Участники цирковой студии «Светлячок» неоднократно становились победителями и призёрами таких конкурсов, как городской фестиваль детского – музыкального творчества «Липецкая звёздочка», городской конкурс детского и юношеского творчества «Как стать звездой», городской фестиваль детского и юношеского творчества «Жар-птица», открытый городской фестиваль «Липецкая цирковая арена», областной фестиваль - конкурс «Цирк собирает друзей».
Таким образом, занятия в цирковой студии способствуют всестороннему развитию одаренных детей, позволяют детям в большей степени раскрыть свои потенциальные интеллектуальные, творческие, спортивные способности.