Анастасия Колотий
Опыт работы по коррекции нарушений в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело приходится детям с нарушениями речи. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Публикация «Опыт работы по коррекции нарушений в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
В целях улучшения качества образования и реализации указанных требований в соответствии с ФГОС ДО, а именно:
гарантирование охраны и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
обеспечение эмоционального и морально-нравственного благополучия воспитанников;
Для создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования были разработаны программа и план введения логоритмических занятий для детей с нарушениями звукопроизношения. Программа разработана на основе методических пособий М. Ю. Картушиной, в которых отражена система логоритмических занятий для детей дошкольного возраста с незначительными нарушениями речи, посещающих массовый детский сад. В работе приведен перспективный план и подробные конспекты занятий по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.).
Целью данной работы было :
повысить свой профессиональный уровень по коррекции нарушений в развитии речи детей старшего дошкольного возраста;
определить особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений.
В результате достижения заявленной цели мной решался ряд задач:
Знакомство с инновационными технологиями.
Активная помощь процессу формирования звукопроизношения у детей : развитие их координационных навыков.
Стимулирование речевого развития через развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной гимнастики и гимнастики для дыхания.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Задачи логоритмических занятий вы можете увидеть на экране.
Коррекционные :
Развивать слуховое, зрительное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат, свойства голоса (высоту, динамику, ритм, координацию движений и нормализацию их темпа и ритма.
Образовательные:
Развивать речь, музыкальные, творческие, коммуникативные способности.
Формировать умственные умения и действия.
Развивающие :
Развивать познавательную активность, устойчивый интерес к действованию.
Развивать саморегуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.
Зачастую коррекционная работа, проводимая на логопедических занятиях, охватывает лишь речевую сторону развития ребёнка, а такие важнейшие направления, как эмоциональное развитие, развитие двигательных навыков, познавательной сферы остаются в стороне.
Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.
На занятиях логоритмики музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. На экране представлены методические приемы логоритмических занятий.
ходьба, бег, танцы; песни, стихи; логопедическая гимнастика;
мимические упражнения; пальчиковые и подвижные игры;
музыкально-речевые игры и движения под музыку; массаж, релаксация.
Использование на логоритмических занятиях игрушек, музыкальных инструментов, игровых атрибутов, аудиозаписей заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности.
Занятия по логопедической ритмике проводятся раз в неделю с детьми старшей группы. Их продолжительность составляет 20-25 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.
Все используемые упражнения делятся на две большие группы которые вы так же можете увидеть на экране.
1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов)
2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.
На видео представлены одни из логоритмических упражнений, целью которых является формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание. Так как, дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.
Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом, бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра, прыжков (на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки, так же упражнения на развитие ориентировки в пространстве. Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег.
Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей :
-Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;
-Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну
-Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию
-Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком
-Равномерно сужать и расширять круг;
-Ходить со сменой ведущих
-Ходить меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом.
Во время ходьбы можно использовать упражнения на развитие речевого внимания, дети слушают инструкцию воспитателя, какие движения необходимо выполнить.
Так же проводятся упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Целью, которых является, развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими
Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.
Одно из важных упражнений это упражнения на развитие дыхания, голоса. Цель данных упражнений, выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
Существует много игр для развития дыхания.
- Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки, а так же мыльные пузыри, дуть в свисток, игра на духовых музыкальных инструментах - годятся дудки, губная гармошка, флейта, пропевание на выдохе гласных звуков, хлопок в ладоши при каждом произнесенном звуке.
Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие.
Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Наша задача: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода, чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных более громким или более тихим голосом, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха.
Логоритмические занятия, решая важные задачи по коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости.
Наоборот, дети с радостью посещают занятия по логоритмике, и эффективность таких занятий не вызывает сомнений, даё т положительные результаты такие как:
снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости;
развитие психических процессов; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики,
повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.
В преддверии Новогоднего праздника мы поиграем игру, которую можно использовать на логоритмических занятиях.
В процессе проведения такой игры решаются следующие задачи:
Двигаться в заданном ритме и темпе по кругу,
Слышать словесную инструкцию и выполнять соответствующие движения.
В завершении своего выступления я раздам вам небольшие логоритмические напоминалочки.