Ирина Галицкая
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация звуков, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к снижению эффективности. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.
Публикация «Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6» размещена в разделах
Мы с большим интересом изучили труды и исследования профессора, доктора педагогических наук Архиповой Елены Филипповны, и решили применять данные технологии в своей коррекционной работе.
Прежде чем приступить к работе были неоднократно прослушаны вебинары Е. Ф. Архиповой, где она блестяще раскрывает свои авторские разработки.
Для оптимизации коррекционного процесса, мы решили применять следующие методы нейростимуляции :
1. Нейростимуляция средствами биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям,помогает длительно удерживать интерес ребёнка, поддерживает положительный эмоциональный настрой. И предполагает совместное, синхронное, одновременное движение двух рук и органов артикуляционного аппарата. Движения подбираем совместно с ребёнком.
2. Тактильно-кинестетическая нейростимуляция. В процессе автоматизации звуков мы подключаем пальцевые упражнения, выполняемые на колючем коврике. При произнесении звуков в слогах, словах осуществляются последовательные прожимы пальцев руки на коврике. Е. Ф. Архипова предлагает начинать автоматизацию с уточнения произнесения гласных. Учим детей длительно, утрированно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора. Вводим зрительные опоры - символы (буквы) для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции. Сначала ребёнок произносит гласные звуки в определенной последовательности, при этом поочередно осуществляет прижатие подушечек пальцев рук на колючем коврике. Затем просим ребёнка добавлять к гласным звукам автоматизируемый звук в разных позициях, сохраняя последовательные движения пальцев по коврику. Таким образом в речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Данная система автоматизации звуков способствует не только закреплению звуков, но также улучшает просодию и служит профилактикой артикуляторно–аккустической дисграфии. Е. Ф. Архипова предлагает 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука.
3. Метод кинезитерапии (пальчиковая гимнастика, логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения)
4. Нейростимуляция по методике швейцарского психолога Ауглина. Это современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, который разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга. Существует еще одно название данного вида массажа - интеллектуальный массаж. Этот массаж проводим на занятиях и в свободное время.
Для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников, мы используем следующие пособия :
1. Звуковые дорожки. Используем на начальных этапах автоматизации изолированного звука. Ребёнок одновременно работает двумя руками для развития межполушарного взаимодействия. Работаем над интонационной выразительностью речи (тихо – громко, низко - высоко, над речевым дыханием. В общем подключаем все анализаторы.
2. Перчаточный театр (для проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой)
3. Колючие коврики для тактильно-кинестетической стимуляции
4. И с большим интересом используем авторскую систему постановки звуков Е. Ф. Архиповой - артикуляционную гимнастику «Дерево», которая проводится с функциональной нагрузкой и с приемами кинезитерапии. Отрабатываются 4 комплекса - ветви «Дерева». Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага: перед зеркалом по подражанию, по инструкции, с биоэнергопластикой. Активная гимнастика включает всего 20 упражнений.
Однозначно сказать, что благодаря только использованию методов нейрокоррекции, у детей повысились потенциальные возможности полноценного речевого развития, мы не можем. Но мы отметили, что с использованием вышеуказанных методов у детей поддерживался положительный эмоциональный настрой, повысилась мотивационная готовность к занятиям, стойко удерживался интерес детей к коррекционному процессу. Это было очень увлекательно!