Лучший педагог года

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6

Ирина Галицкая
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6

Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация звуков, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к снижению эффективности. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.

Публикация «Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6» размещена в разделах

Мы с большим интересом изучили труды и исследования профессора, доктора педагогических наук Архиповой Елены Филипповны, и решили применять данные технологии в своей коррекционной работе.

Прежде чем приступить к работе были неоднократно прослушаны вебинары Е. Ф. Архиповой, где она блестяще раскрывает свои авторские разработки.

Для оптимизации коррекционного процесса, мы решили применять следующие методы нейростимуляции :

1. Нейростимуляция средствами биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям,помогает длительно удерживать интерес ребёнка, поддерживает положительный эмоциональный настрой. И предполагает совместное, синхронное, одновременное движение двух рук и органов артикуляционного аппарата. Движения подбираем совместно с ребёнком.

2. Тактильно-кинестетическая нейростимуляция. В процессе автоматизации звуков мы подключаем пальцевые упражнения, выполняемые на колючем коврике. При произнесении звуков в слогах, словах осуществляются последовательные прожимы пальцев руки на коврике. Е. Ф. Архипова предлагает начинать автоматизацию с уточнения произнесения гласных. Учим детей длительно, утрированно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора. Вводим зрительные опоры - символы (буквы) для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции. Сначала ребёнок произносит гласные звуки в определенной последовательности, при этом поочередно осуществляет прижатие подушечек пальцев рук на колючем коврике. Затем просим ребёнка добавлять к гласным звукам автоматизируемый звук в разных позициях, сохраняя последовательные движения пальцев по коврику. Таким образом в речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Данная система автоматизации звуков способствует не только закреплению звуков, но также улучшает просодию и служит профилактикой артикуляторно–аккустической дисграфии. Е. Ф. Архипова предлагает 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука.

3. Метод кинезитерапии (пальчиковая гимнастика, логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения)

4. Нейростимуляция по методике швейцарского психолога Ауглина. Это современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, который разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга. Существует еще одно название данного вида массажа - интеллектуальный массаж. Этот массаж проводим на занятиях и в свободное время.

Для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников, мы используем следующие пособия :

1. Звуковые дорожки. Используем на начальных этапах автоматизации изолированного звука. Ребёнок одновременно работает двумя руками для развития межполушарного взаимодействия. Работаем над интонационной выразительностью речи (тихо – громко, низко - высоко, над речевым дыханием. В общем подключаем все анализаторы.

2. Перчаточный театр (для проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой)

3. Колючие коврики для тактильно-кинестетической стимуляции

4. И с большим интересом используем авторскую систему постановки звуков Е. Ф. Архиповой - артикуляционную гимнастику «Дерево», которая проводится с функциональной нагрузкой и с приемами кинезитерапии. Отрабатываются 4 комплекса - ветви «Дерева». Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага: перед зеркалом по подражанию, по инструкции, с биоэнергопластикой. Активная гимнастика включает всего 20 упражнений.

Однозначно сказать, что благодаря только использованию методов нейрокоррекции, у детей повысились потенциальные возможности полноценного речевого развития, мы не можем. Но мы отметили, что с использованием вышеуказанных методов у детей поддерживался положительный эмоциональный настрой, повысилась мотивационная готовность к занятиям, стойко удерживался интерес детей к коррекционному процессу. Это было очень увлекательно!

Публикации по теме:

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Выступление по кружковой работе «Применение Су — Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» (Слайд 1) «Применение Су – Джок.

Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возрастаИспользование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. С каждым годом увеличивается число.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации.

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей 5–6 лет Консультация «Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста» В последнее время возрос.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И. Кант Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский Как пользоваться?.

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей Тип проекта: информационный; по содержанию, детско-взрослый; долгосрочный. Начало проекта: сентябрь 2017года. Участники: родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6
Опубликовано: 22 мая 2019 в 05:55
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД