Екатерина Дирина
Игровые приемы в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Игровые приемы в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности педагога с детьми: «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель:коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• продолжать расширять, уточнять, активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
• совершенствовать фонематические представления, навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
Публикация «Игровые приемы в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• совершенствовать навыки составления простых предложений по демонстрации действий на картине.
Оборудование: воздушные шары, пульверизатор, клубок ниток, мяч, солнышко, картинки со словами различной слоговой структуры, палочки Кьюзенера, д/п «Волшебное дерево», поощрительные призы для детей.
Материально-техническое оборудование: ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, USB Fiash drive, мультимедийная презентация, стулья.
Участники: фея (учитель-логопед, дети подготовительной группы 10 человек.
Предшествующая работа: Беседа «Что такое доброта?», заучивание приветствия, правил поведения.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Ход занятия:
Фея: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Я фея волшебной страны.
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
Фея: - Ребята, вы все такие дружные, приветливые, веселые, что мне захотелось пригласить вас в гости, в свою сказочную страну Красивой речи. Хотите узнать, как туда попасть?
- Так как страна волшебная, то в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
Дети: фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
Фея: - Прежде, чем отправимся в страну Красивой речи, давайте вспомним правила:
Ребенок 1:- Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Ребенок 2:- Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Фея: - И так, в путь. (Включается сказочная музыка. Детям в руки дают большие воздушные шары).
- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (здесь капельки воды из пульвиризатора, долетают и до детей).
Фея: - Вот мы и прибыли. Что случилось, пока меня не было? Посмотрите, ребята, что это?
Дети: - Ворота.
Фея: – А на воротах? Дети – замок.
Фея: - Как же нам теперь попасть в сказочную страну? Наверно жители страны думали, что дети придут сюда невоспитанные,которые не знают добрых слов, и повесили замок. Давайте докажем, что мы воспитанные и добрые, может тогда замок и откроется?
Фея: - Ребята, давайте сядем на полянке в круг.
Игра «Паутинка добрых слов»
Фея: - сейчас мы с вами будем разматывать клубок, и передавать его друг другу, при этом каждый назовет какое-то «доброе слово». (После игры дети садятся на стульчики)
Фея: - Ребята вы сказали столько добрых слов, что на душе стало тепло и хорошо, а вам? «ОТ ТЕПЛОГО СЛОВА «СПАСИБО» - РАСТАЕТ ДАЖЕ ЛЕДЯНАЯ ГЛЫБА»
- И наш замок тоже не выдержал, открылся. Ребята, посмотрите как красиво в волшебной стране, но чего - то не хватает. Как вы думаете, чего?
Дети: - солнышка не хватает, света.
Фея: -Ой, ребята, а здесь какой-то сундук! Что же там? Письмо кто-то нам оставил, давайте прочтем. «Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Помогите, пожалуйста, нам ее расколдовать! Жители страны Красивой речи»».
-Нужно помочь. Поможем, ребята? Дети: - Да.
Фея: - Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого, яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались? Это… Дети: - Солнце.
Фея: - Какие слова помогли вам отгадать загадку?
Дети:- землю обходит, светит весело в оконце.
Фея: - Только почему-то оно грустное? Как вы думаете, почему, ребята?
Дети: - У него нет лучиков.
Фея: - Правильно! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Игра «Где звук?» В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребенок (начала, середина, конец ряда). Взрослый называет звук, и произносит слова с данным звуком. (Звук Р: ракета, трава, помидор, игра, топор, роза. Звук С: компас, слон, лиса, сундук, ослик, палас.) На стул садиться тот ребенок, чье место совпадает с позицией звука в слове. Ребята, правильно ли Соня, Аня и т. д. села на стульчик? Почему? (ответы детей)
Фея:- Ой, ребята, что-то и со мной случилось, все что не скажу, все неправильно! Как же я теперь домой вернусь?. Может быть, вы поможете? Дети: - Да. - Я сейчас буду говорить предложения, а вы, если я скажу что-то не так, исправьте меня, пожалуйста!
Игра «Ошибка». Дровами рубят топор. На радуге- небо. Сахар грызет Иру. Дорога едет по грузовику. Горшок растет в розе. Градусник несет врача. Крышка накрыта ведром. Пассажиры везут трамвай. Забор красит рому. Ручка пишет Раей.
Фея:- Спасибо вам, ребята! Я снова могу говорить без ошибок! И на солнышке лучиков прибавилось! (дети прикрепляют лучики к солнышку).
Игра «Самое короткое слово» Среди картинок нужно определить ту, название которой содержит наименьшее количество слогов.
Фея:- Ребята, солнышко еще не засияло. Выполним следующее задание! Перед вами картинки и конструктор. Найдите слово, где больше всего слогов, и положите рядом с этой картинкой самую длинную деталь и т. д.
Фея: - Молодцы, все справились с заданием! (дети прикрепляют лучики). А теперь пора размяться!
Физ. минутка. Ведущий дает инструкции: руки поднять, в стороны, вперед и т. д. - при этом сам делает другие движения. Ребенок должен выполнять не то, что видит, а то, что слышит.
Фея: - Дети, посмотрите, как наше солнышко заулыбалось! Скажите, пожалуйста, что еще может быть такого же цвета, как солнышко? Игра «Что такого же цвета?» Детям показывают, например, желтое солнышко; они называют другие предметы.
Фея: - Молодцы! Справились! Но все же мало лучиков на нашем солнышке.
Игра «Это что?» Сейчас ребята встанут в круг и будут передавать друг другу мячик, называя головные уборы/мебель/овощи и т. д. Игрушки это что? и т. д.
Фея: - Ребята, у нас уже почти получило расколдовать волшебную страну!
Игра «Собери предложение». Посмотрите на экран. Вы видите картинку. Придумайте предложение по этой картинке. А теперь, положите перед собой столько кружочков, сколько слов в названном предложении. (Перед детьми картинки с изображением действий из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает).
(Звучит мелодия)
Фея: - Посмотрите дети, мы с вами своей красивой, правильной речью, душевными словами растопили злое сердце волшебника, и он расколдовал нашу страну Красивой речи. Теперь жители страны могут жить спокойно, не бояться и радоваться, что к ним приходят в гости такие умницы как вы. Жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!» и дарят волшебную шкатулку, а что в ней вы вместе с воспитателем посмотрите в детском саду.
-Отправляемся домой, закрываем глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка.)
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось. Скажите, ребята, что мы делали для того, чтобы растопить сердце злого волшебника, какие задания выполняли? А теперь ребята сами оценят, насколько активными они были. Если вы выполняли все задания правильно, ответили на все вопросы, то прикрепите к деревцу листочки, а если у кого-то что-то не получилось, сомневались в своих ответах, прикрепите яблочки. Спасибо ребятки, вы у меня самые умные, самые хорошие!