ИРИНА ОРЛОВА
Опыт работы «Изготовление и использование музыкально-шумовых инструментов в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Изготовление и использование музыкально-шумовых инструментов в развитии детей дошкольного возраста».
Музыкальный руководитель: Орлова Ирина Борисовна
Актуальность.
Публикация «Опыт работы „Изготовление и использование музыкально-шумовых инструментов в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Музыка всегда являлась необходимым условием общего развития дошкольников.
Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого абсолютный музыкальный слух. А вот шумовые музыкальные инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Разнообразие инструментов позволяет приобщать к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Внешняя привлекательность и необычность инструментов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.
Я поняла, что играя на детских шумовых инструментах – у детей:
• развивается музыкальный слух, ритм, музыкальная память,
• формируются навыки общения, готовность и умение действовать в коллективе,
• развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Для многих детей игра на музыкально-шумовых инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.
Поэтому я считаю, что эта тема очень интересна и актуальна.
Цель моей работы в этом направлении - это активное приобщение детей к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию на музыкально-шумовых инструментах.
Мною были поставлены задачи:
1) создавать предпосылки для развития творческого мышления;
2) развивать слуховое внимание, эмоциональную сферу детей;
3) развивать восприятие на слух звуков, которые издают различные наполнители спрятанные в ёмкостях;
4) поощрять проявления творческой фантазии.
Участие в создании музыкально-шумовых инструментов и игра на них предполагает, что к концу учебного года:
дети смогут сами ориентироваться в разнообразных приёмах игры на инструментах, у них разовьётся слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении.
Овладеют элементарными навыками и способами игры на музыкально-шумовых инструментах, умением играть в ансамбле и импровизировать на них. Это будет способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.
Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не всегда, да и необходимости в этом нет. Есть хороший выход: можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять.
Самодельные музыкально-шумовые инструменты я изготовила из подручного, бросового материала, из которого можно извлекать звук. В ход пошло все, что есть под рукой, как у нас говорят, «что до помойки не донесли». Что всегда может оказаться под рукой? - жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой; одноразовые ложки, тарелки; линейки; связки ключей; «яйца» от киндерсюрпризов; мешочек с орехами; различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.); деревянные кубики, брусочки, палочки; пробки от бутылок, пустые баночки из-под йогурта.
В процесс создания вовлекала и детей. Наблюдая процесс изготовления игрушек-самоделок ребенок начинает понимать, откуда берутся звуки.
Музыкальные инструменты своими руками – занятие полезное и увлекательное.
После накопления достаточного количества инструментов и изучения литературы по их использованию в работе с детьми, провела мастер – класс с воспитателями нашего детского сада.
Педагоги включились в работу по изготовлению шумовых – музыкальных инструментов, привлекли и своих помощников – родителей. В результате получились богатые и насыщенные уголки, которые так необходимы для самостоятельной деятельности детей.
Как же можно использовать весь накопленный материал?
Игру на самодельных шумовых музыкальных инструментах использую в самых различных видах детской деятельности:
• НОД по музыкальному воспитанию,
• театральная деятельность,
• выступления на праздниках.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые [/b]задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
игра под фонограмму,
подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам;
импровизация звуковых картин на заданную тему;
звуковая иллюстрация стихов;
сказки-шумелки.
Самый распространенный детский шумовой инструмент – шумелки-погремушки. Они изготовлены из контейнеров от детского «киндера» и одноразовых ложек. Наполнителем служат различная крупа, бусинки, пуговки. Начинаю активно применять уже с яслей.
Дети с восторгом используют их для озвучивания музыкальных пьес, развивают слуховое внимание, сравнивая звучание двух контейнеров «киндеров». Впервые знакомятся с динамикой звука (громко - тихо гремим погремушкой). Для старшего возраста задача усложняется: предлагаю прослушать звучание детских контейнеров «киндеров» и найти пары, звучащие одинаково.
Еще один вариант шумелок-погремушек – «Музыкальные яички».
Музыкальные яички лежат до поры до времени в гнездышке, а при необходимости можно взять и прогреметь. Использовала неоднократно как сюрпризный момент у малышей. С помощью яичек озвучиваем русские народные мелодии.
Семейство Гремелкиных. Сделаны они из пустых йогуртовых бутылочек - «снеговички» с разными шапочками. На изготовление этой веселой семейки ушло буквально час-полтора. Дольше собирала подходящий материал. Придала бутылочкам характерные отличительные черты разные по цвету шапочки. Наполнителем служит бисер разного размера, горох, фасоль.
К семейству «Гремелкиных» относятся и барабаны, выполненные из пустых жестяных, пластмассовых банок. Варианты игровых упражнений, которые я использую на музыкальных занятиях - «Повтори ритм», «Аты-баты», «Громко-тихо».
Трещотка из обычных школьных деревянных линеек. Под звук «трещетки» исполняем частушки, распевки, импровизируем звуки природы (треск деревьев, стрёкот птиц.
…. и дискофон, с возможностями всё той же трещотки, но звук получается другой.
Отличный «инструмент» по типу шейкера изготовлен из баночек из-под чипсов и из-под сыра с использованием для декорации самоклейку и наполнитель –
горох.
А если к нему присоединить «кастаньеты», сделанные из полоски картона и скорлупы грецких орехов, то можно отлично пошуметь «кастаньетами по-грецки»! Вместо грецких орехов можно использовать металлические пробки от бутылок, то получится хороший инструмент для подражания цоконью копыт.
Бубен из полипропиленовых баночек, пяльцев и рыболовных бубенцов.
С помощью его звучания мы создаём музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами и т. д. Игра на этом «инструменте» отлично развивает чувство ритма, творчество, моторику.
Обычные одноразовые цветные тарелочки я использую как «хрустелки», при исполнении различных танцев: с ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т. д. Можно очень весело «похрустеть» при озвучивании сказок-шумелок.
Еще один "инструмент" изготовила из деревянных палочек и называется «палочки-стучалочки». Для этого инструмента разработаны музыкальные упражнения, игры («Палочку о палочку весело стучим», «Повтори ритм», «Передай палочку по кругу»). Хорошо развивает ритм и память детей.
Не требует дополнительных затрат изготовление «Музыкального браслета» из резинок для волос и колокольчиков.
Нужно простопришить к резинкам колокольчики, купленные в магазине «Рыбачок» по очень низкой цене. Используем их переливистый звон в танцах.
Все эти и другие музыкально-шумовые инструменты хорошо звучат в оркестре, при исполнении русских народных мелодий.
Игра на самодельных шумовых инструментах под фонограмму.
Подбираю фонограмму любой детской песни или придумываю ритмический аккомпанемент, под который дети выстукивают «в такт» мелодию, используя ударно-шумовые инструменты (бубен, кастаньеты и др.).
Звуковая импровизация картин.
Предлагаю детям для игры выбрать понравившиеся шумовые инструменты и озвучить их, изобразив шум моря, дождя, ветра, вьюги, цоканья лошадей и т. д.
Пример: предлагается рассмотреть иллюстрацию картины «Черное море» Ивана Константиновича Айвазовского, обсудить характер этой картины, настроение, которое она создает и передать их с помощью выбранных шумовых инструментов.
Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. («Сказка про овечку», «Заяц в лесу», «Мышиная история»). Выбирая текст сказки, учитываю насколько он подходит детям по сложности и объему. Заранее определяю шумовое оформление для выбранного рассказа или сказки, смысловые акценты и паузы; делаю соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
«Трусливый заяц»
Инструменты для озвучивания: рогатка-шумелка, кастаньеты, «шуршунчики» из пакетов, колокольчик, большой барабан, металлофон
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.
А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (2)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (4)
Побежал заяц из леса к речке. (2)
А на берегу речки лягушки сидели. (5)
Увидели они зайца и прыг в воду. (6)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (2)
Способы исполнения:
1 - шуршим «шуршунчиком» из пакетов
2 - быстро встряхиваем рогатку-шумелку ("заяц бежит")
3 - стучим кастаньетами
4 – играем в большой барабан
5 – встряхиваем рогаткой из орехов
6 – встряхиваем звенящую палочку
2 - медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц")
2. Наступила осень
1. Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов
Наступила осень (звучит бубен).
Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).
Подул осенний ветер («шуршалки»,
Пригнал темные тучи (звуки барабана).
Закапал дождик (звучит баночка - колокольчик,
А потом все чаще и чаще (звучит трещотка,
Побежали ручьи по дорогам (дуем в баночку с водой через трубочку)
Холодно и сыро стало вокруг.
Но вот дождь закончился
И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки для консервирования,
Осветило солнышко осеннюю полянку (снова звучат тарелки, крышки для консервирования,
и увидели мы красивые, разноцветные деревья.
Ветер подул на них (звучит панфлейта,
и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек)
Где-то далеко застучал дятел (звучат кастаньеты,
Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (звучит бутылочка-колокольчик,
зайка спешил поменять свою шубку (звучат барабанчики разной высоты).
Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (звучит панфлейта).
Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).
Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.
Игра «Звуковой бутерброд».
Выбираем муз. инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.
Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук», то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты (трещотки, ритмичные кубики)
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты (румба)
А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты (погремушки)
Я съела хлеб и масло – деревянные (трещотки, ритмичные кубики) и металлические (румба)
Осталась колбаса- только шумовые (погремушки)
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже,