Ольга Гусева
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Через красивое к человечному
-Такова закономерность воспитания
(В. А. Сухомлинский)
Важнейшей проблемой современного общества является всесторонние воспитание детей, дальнейшее повышение их творческой активности. Огромное значение, в связи с этим приобретает личность педагога, т. к. выполнение этой задачи невозможно без овладения сложнейшей технологией учебно-воспитательного процесса. Среди различных видов деятельности большое место занимает изобразительная деятельность.
Публикация «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» размещена в разделах
Влияние изобразительной деятельности на развитие личности ребенка трудно переоценить.
Изучив различные концепции авторов, можно прийти к выводу, что в основе изобразительной деятельности лежит развитие психических процессов, где лавная роль отводится развитию воспитания мышления воображения, эмоциональной отзывчивости, творчества.
1. Формирование творческих способностей детей в изобразительной деятельности
Проблемы развития детского творчество в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже а первых этапах его становления. Исследования педагогов и психологов показывают, что младший дошкольный возраст заключает в себе больше возможности для развития у детей творческих способностей.
Занятия изобразительной деятельности в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, чувств и других психических процессов.
Проблемы детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности, т. к. знания, умения и навыки рисования, лепки и т. п. дети получают на занятиях. Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, полученными детьми в процессе наблюдения окружающей деятельности, чтения книг, игр и т. д. Все трудности заключаются в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает создание детьми образа доступными им изобразительными средствами. В связи с этим процесс изобразительной деятельности понимается не только как усвоение детьми, каких-то знаний и умений, но и воспитания у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в своем творчестве.
Обучение побуждает ребенка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную творческую деятельность.
Дошкольные возраст наиболее благоприятен для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Детское творчество, согласно исследованиям отечественных и зарубежных педагогов и психологов, субъективно.
Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но делает огромное открытие для себя. В тоже время, как считает Н. А. Ветлугина, открывая новое для себя, ребенок одновременно «открывает взрослым ново о себе».
При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не только на результат, сколько на процесс деятельности. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности без тесной связи развитии самой личности ребенка.
Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля, складывающиеся интересы, художественные способности выступают как предпосылки к возникновению творчества.
Поэтому задача, стоящая сегодня перед педагогами и воспитателями, заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития творчества детей более продуктивно, применяя новые технологии.
Детское творчество-первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения.
Понимания процесс детского изобразительного творчества, как постепенно развивающейся, необходимо находить пути его формирования. Обучение на занятиях по изобразительной деятельности определяет характер методического руководства. Приемы обучения характерны для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения и т. д.). Важны на занятиях и творческого и обучающего характера, однако руководство творчеством имеет свою специфику. Ставится задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходства и различия, видеть богатство цветов и формы окружающего мира.
Однако, далеко не каждую детскую продукцию, будь то рисование, лепка и т. д. можно назвать творчеством.
Можно наметить показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции:
- характеристика отношения детей к творчеству : их увлеченность, способность «войти» в изображаемые обстоятельства, искренность переживаний; на основе этого интенсивно развиваются творческие способности;
- характеристика качества способов творческих действий детей : быстроту реакций, находчивость, оригинальность, комбинирования знакомых элементов в новые сочетания;
- характеристика показателей качества продукции: отбор персонажей, предметов, поиск художественных средств.
В младшем дошкольном возрасте уместно говорить о формировании первичных форм творческой деятельности. В связи с этим овладение изобразительными умениями происходят в процессе введения детей в конкретную образную ситуацию. Дети 3-4 лет уже не просто рисуют штрихи, мазки и т. д., а передают ими конкретные явления окружающего.
Творческие способности не могут развиваться так последовательно и постепенно, как обучение; важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных занятий.
Несмотря на то, что в этом возрасте трудно разграничить творческие и учебные занятия, так как учебные задачи понятны детям только в том случае, если они решаются на конкретном образном содержании, исследования путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий:
- первоначальная ориентировка: дети действуют совместно с педагогом;
- целенаправленные действия, поиск решения;
- самостоятельные действия.
Выполнения творческого задания часто требуют большой подготовки, в течении которых дети овладевают изображением отдельных фигур, предметов, умением передавать их в сюжетные композиции. В процессе выполнения творческого задания педагогу приходится постоянно устанавливать связь новых задач с ранее усвоенными. Но стоит оговорится, что это возможно лишь при условии овладения детьми выразительными средствами.
Изобразительная деятельность является одним из любимых детских занятий. Занимаясь рисованием, лепкой или аппликацией ребенок в конечном результате получает продукт, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Ребенок может почувствовать себя созидателем, испытывать удовлетворение и гордость за свои достижения. Изображая то, что его интересует и волнует, ребенок получает «уникальную возможность» «выплеснуть» свои переживания или радость, а не «хранить их в себе».
Руководство детским творчеством требует от педагога хорошего знания детей и творческих поисков в методах.
Необходимо не только использовать основные рекомендации, но и вносить в них свои приемы.
Огромное значение для развития творческих способностей детей имеет знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое помогает ребенку взглянуть на привычные вещи и явления по- новому, увидеть красоту окружающего мира.
Для данной темы была проанализирована специальная литература, на основе которой были определены условия развития творческих способностей в изобразительной деятельности чрез декоративно-прикладное искусство. Как часть национальной культуры, народное искусство-благодарное средство развития изобразительного творчества детей. Жизнерадостное по колориту и динамическое по рисунку, искусство росписи пленяет и очаровывает ребенка, и легко воспринимается им. Оно вносит в жизни радость яркими сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, гармонией форм, линей, пропорцией, мудростью и добротой. Народное декоративно-прикладное искусство-одно из средств эстетического воспитания,помогает формировать художественный вкус воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование патриотических чувств, которые в определенное время были забыты, но в настоящем приобрели одну из главных задач в развитии ребенка. Народное искусство способствует творческому развитию детей, т. к. в основу его заложены все специфические закономерности изобразительной деятельности. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть изделия из глины, дерева, посуда, керамика. И каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, которые удивляют не только взрослых, но и детей. Также как мастер, создавая одну и ту же вещь, внося в нее каждый раз что-то новое ребенок обладает уникальной возможностью создавать что-то новое не только для себя, но и для окружающих.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основной для формирования творческого развития. Занятия с использованием предметов народного творчества помогают формировать умственную деятельность ребенка. Однако это возможно лишь в том случае если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с изделиями народных умельцев, в результате чего дети создают свои творческие работы. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт, тем шире становится пространство для творчества.
2. Применение творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Развитие творческих способностей-важная задача, которую необходимо решать, обучая ребенка изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и начинать ее осуществление уже с младшей группы.
Таким образом, учитывая всю значимость и важность развития творческих способностей детей через изобразительную деятельность, мы решили изучить эту тему более углубленно. Нас заинтересовал вопрос взаимосвязи развития творческих способностей детей с творчеством народного искусства.
С раннего детства мы стараемся окружить ребенка прекрасным, много внимания уделяя тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик от воспитания окружающего: учить видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов, мы стремимся создавать условия, при которых ребенок может самостоятельно проявлять свои творческие способности : индивидуальный подход, создания атмосферы доверительного общения, сотрудничества, увеличением тем, что он делает; возможность проявления самостоятельности в решении творческих заданий.
Понимания процесс изобразительного творчества, как постепенно развивающегося, нужно находить его формирования. И в первую очередь мы отдаем предпочтение народному декоративно-прикладному искусству.
Несмотря на то, что ребенок эмоционально откликается на произведения народного искусства, но в силу своего возраста у него нет элементарных знаний и недостаточно освоены соответствующие умения и навыки. Поэтому мы поставили перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей, их созидательных возможностей, развивать потребность в творческой деятельности и определили следующие задачи; которые предполагают не только формирование у детей обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений, но и развитие интереса к предметам народного искусства:
- помочь детям овладеть техническими приемами и навыками работы с различными материалами;
- познакомить детей с изделиями народных умельцев, учить детей замечать и выделять характерные особенности декоративно-прикладного искусства;
-сформировать интерес к изобразительной деятельности посредством народной игрушки.
Нашу работу мы начали с организации развивающей среды т. к. это главное условие для развития творческих возможностей детей. Ребенок должен иметь доступ к средствам изобразительной деятельности. Развивающая среда должна способствовать формированию творческого потенциала в личности ребенка. Для решения этих задач мы тщательно изучили программу «От рождения до школы»,
материалы, касающиеся изобразительной деятельности. Уточнили методы и приемы (метод обследования наглядности, словесный, беседа, художественное слово, указания, пояснения) практический, эвристический, жест руки, сотворчество, мотивационный. Изготовили дидактические игры, приобрели подлинные изделия декоративно- прикладного искусства; с учетом возрастных особенностей детей и принципами постепенности. Купили альбомы с росписями (Дымка, Флимоново, Хохлома, Городец, Гжель, а также методическую литературу, необходимую для осуществления наших задач. Приобрели материалы для развития творческих способностей в изобразительной деятельности : мольберты, кисти разной величины, поворотный круг для показа модели, перчатки для нанесения узора, стеки разной формы. Составили перспективный план.
Эти задачи мы решаем как на специально организованных занятиях, так и в свободное время. Индивидуальная работа проводится, для того чтобы выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей. Эта работа проводится с учетом индивидуальных особенностей детей, что позволяет определять возможные перспективные работы с ребенком, спланировать работу, направляющую на развитие творческих способностей детей.
Большое внимание в нашей работе уделяем дидактическим играм. Опыт показал, что использование в работе дидактической игры способствует закреплению приобретенных знаний, умений, навыков и личному росту ребенка. Они помогают качественным изменениям в интересах дошкольника.
Дидактические игры мы включаем в структуру любого занятия и не только по изобразительной деятельности. Так игру «Собери бусы» (на основе дымковской росписи, мы используем на занятиях по математике для закрепления формы цвета. Игра «Расписные матрешки» используется для закрепления размера (расставить матрешек от самой большой до самой маленькой». Также игру можно использовать в начале занятия для постановки игровой ситуации. Дидактические игры используются в свободно от занятий время и по инициативе детей. Дидактические игры вносим в предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности. Однако самостоятельная деятельность детей в ходе дидактической игры различна в разные периоды, что связано с возрастными и индивидуальными психофизическими возможностями дошкольников в овладении правилами игры, осознанием их содержания. Поэтому мы сначала знакомим детей с игрой, показываем, как в нее играть. Так же у нас предусмотрена степень сложности игры, т. е. некоторым детям даем упрощенный вариант игры. Например, в игре «Разрезные картинки» предлагается составить изображение, сначала из двух, трех частей одной формы, далее игра усложняется, увеличивается число частей и изменяется их форма. Такая же методика используется и игре «Собери кубик».
Мы также экспериментируем с дидактическими играми. Так, например, в игре «Домино» используются элементы росписи, которые в связи с возрастом детей еще рано изучать. Но практика показала, что дети, не зная названия народного декоративно-прикладного искусства, свободно выделяют элементы росписи и даже могут назвать некоторые из них.
Более простые в решении творческих задач дидактические игры, которые стали не интересны детям и не отвечают их потребностям, заменяем новыми более сложными.
Учитывая принципы «все новое-хорошо забытое старое» некоторые игры иногда выставляем вновь, что вызывает у детей бурную радость.
Стараясь в своей работе обеспечить доступность игр не только по содержанию, но и по расположению в игровой комнате. Поэтому большинство игр располагаем в изобразительном уголке, чтобы дети могли использовать изобразительные средства, картинки-подсказки для решения задач, предполагаемых правилами и содержанием игры.
Ярким впечатлением от эстетических оформленных игр, доступных и понятных ребенку картинок, карточек, заданий, их многофункциональности обогащают ребенка эмоциональными впечатлениями, служат обеспечением интеллектуального опыта, который в дальнейшем послужит основой для возникновения замыслов и станет материалом, необходимым для работы воображения и творчества.
Большое внимание уделяем работе с родителями. Информацию родители получают в индивидуальных беседах, консультациях, где знакомим их с тем, чему научились дети, и чему собираемся учить. Провели анкетирование родителей. Мы считаем, что важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной деятельности, является связь с семьей. Родители должны создавать все условия проявления своего творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прошло еще только полгода, но в нашей работе уже есть положительные результаты: дети владеют различными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, краски-гуашь, пластилин, глина, стеки).
В начале года мы столкнулись с трудностями: многие дети не умели правильно держать кисть, карандаш, не были знакомы, что такое стеки, не различали цвета, некоторые дети не шли на контакт.
Сейчас же можно с уверенностью сказать, что наши дети за короткий срок достигли очень многого. Дети, благодаря проделанной нами работе, стали более активны, эмоциональны, увереннее в себе. Они с удовольствием занимаются изобразительной деятельностью, знают, что такое стека, для чего она нужна, постоянно приобретают практические умения по работе с глиной, краской-гуашью и с другими изобразительными средствами. Дети познакомились с изделиями народного творчества (в первую очередь с Дымкой, Филимоновской игрушкой). Конечно, предстоит огромная работа по развитию творческих способностей детей, но мы уверены, что, продолжая нашу работу, дети к концу года смогут справится с перечисленными задачами. Дети научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления через творчество и видеть плоды собственной деятельности. Это даст толчок к новым поискам, откроет простор для творческой деятельность. Уже сейчас получаем положительную оценку изобразительной деятельности детей со стороны взрослых.