ИРИНА ЦЫГАНКОВА
Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Цыганкова И. В. - музыкальный руководитель. Андреева Н. М. - воспитатель.
Актуальность
- театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Публикация «Конспект мастер-класса для воспитателей „Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Цель:
Повышение компетентности педагогов в применении элементов театральной деятельности для развития фантазии и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи :
- Познакомить воспитателей с различными элементами театрализованной деятельности : разыгрывание этюдов, стихотворений, сказок с использованием музыкальных шумовых инструментов. - Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
1. Артисты пантомимы
Для успешной постановке детского спектакля - необходимо использовать этюды на развитие выразительности эмоций, мимики и жестов.
Цель:
развивать у детей невербальные средства выражения эмоций для создания яркого образа:
Ведущий – воспитатель.
- Для того, чтобы ваши дети ещё больше приобщались театральной деятельности, нужно детей научить использовать выразительную мимику, жесты для создания яркого образа, научить импровизировать с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Давайте приставим, что вы артисты пантомимы. Пантомима - это мини – спектакль и её надо показать так, чтобы мы поняли, о чем она.
Пример:
- ты цыпленок, покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься; - на крыше висит сосулька и тает; - покажите, как будто вы разбили любимую чашку с горячим чаем; - представьте себя могучим дубом и на ваши ветки садятся вороны;
- кот на солнышке лежит, жмурится, нежится и, и вдруг – мышка
2. Агния Барто «Идет бычок, качается»
Одним из приемов обучению детей театральной деятельности – это развитие интонационных средств выразительности речи. Мы должны помнить, что речь грамотного, современного человека должна отличаться четкостью дикции, интонацией, выразительностью.
Цель:
Знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы. Освоение понятий содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа.
Пример: Надо прочитать стих «Идет бычок, качается» не как обычно – с выражением, а словно:
- вы испугались собаку;
- как робот;
- вам смешно;
- как будто вы страшно замерзли;
- вы хвастаетесь перед подругой
3.
Сказка-шумелка «Теремок»
Озвучивание сказки с помощью музыкальных инструментов
Действующие лица: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь –воспитатели.
Музыкальные инструменты: металлофон, колокольчик, ложки, трещотка, барабан, треугольник, бубен.
Цель:
Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности (музыкально - шумовые инструменты)
Задачи:
- закрепить представление о внешнем виде и звучании музыкально-шумовых инструментов;
- развивать воображение, творческую активность, эмоциональную отзывчивость, самостоятельность и инициативу в применении знаний;
- развивать чувство ритма, память, слух, координацию через исполнение на детских шумовых музыкальных инструментах;
- обогащать словарный запас детей (бубен, трещотки, свистульки и т. д.);
- соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности.
Музыкальный руководитель:(предлагаю воспитателям посмотреть, что лежит в сундуке)
Это чудо- инструменты, музыкальные они, Кто их знает? Ну, скорее назови.
(достаю инструменты по одному и демонстрирую их звучание)
- это колокольчики, в них звенят.
- это трещотка, ей трещат.
- это бубен, в него стучат.
- это барабан – вот так «бум- бум».
- а вот такими ложками не только суп да кашу едят, но и под музыку ритмично стучат. (прошу повторить названия инструментов)
У меня, в сундуке много разных инструментов: металлофон, треугольник (играю) .Слышите, какой чудесный звон.
- давайте, в бубен постучим, на трещотке потрещим,
Ложками постучим, в колокольчик позвеним.
(воспитатели подходят к столу, по желанию выбирают инструменты и самостоятельно извлекают звуки.)
Почему эти инструменты называют шумовыми? (ответы)
Правильно, потому что они издают звуки, похожие на шум.
Сегодня мы будем не только играть на инструментах, но и сказку музыкальную рассказывать.
«Эта сказка всем известна. Ее знает стар и млад. С вами мы сейчас расскажем «Теремок» на новый лад!»
Давайте расскажем эту сказочку при помощи музыкальных инструментов. Как вы думаете, у нас получится?
(решаем вместе, какими инструментами будем озвучивать зверей и распределяем роли. Воспитатели надевают шапочки зверят и приступают к обыгрыванию и озвучиванию сказки, с использованием жестов, мимики, пластики).
Выход зверей сопровождает музыка.
Теремок - Бубен
Мышка-норушка- Колокольчики
Лягушка-квакушка – Деревянные ложки
Зайчик –побегайчик - Треугольник
Лисичка – сестричка – Металлофон
Волчок – серый бочок - Трещотка
Медведь косолапый – Барабан
Музыкальный руководитель:
«Лучше прежнего построили теремок! И стали звери веселится и плясать»
Воспитатели ритмично играют русскую народную музыку на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребятишки! Ну что получилась у нас сказка?
Вопросы:
- какие элементы театральной деятельности мы использовали в сказке?
(жесты, мимика, пантомима)
- какие инструменты нам помогали? (перечисляют название музыкальных инструментов)
ВЫВОД
Для успешной постановке детского спектакля необходимо использовать различные элементы театральной деятельности:
- этюды на выразительность разных эмоций для создания яркого образа ; - развитие интонационных средств выразительности речи;
- устраивать мини – музыкальные спектакли, в том числе с использованием музыкально – шумовых инструментов.