Любовь Долныкина
Опыт работы «Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе формирования у детей целостной картины мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответы.
Передо мной стала проблема:
- Как реализовать любознательность ребёнка?
- Как помочь ребенкупознать окружающий мир?
- Как развить его творческое начало?
Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят проводить эксперименты. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Приступая к работе с детьми подготовительной к школе группы, я поставила перед собой цель:
Публикация «Опыт работы „Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе формирования у детей целостной картины мира“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности при проведении непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора и в процессе организации режимных моментов.
Исходя из цели, определила задачи:
- расширить и уточнить представления детей о предметном мире и о мире природы;
- учить детей пользоваться предметами-помощниками при проведении опытов и экспериментов и правилам безопасного поведения в процессе экспериментирования;
- развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- совершенствовать речь как средство общения и продолжать работу по обогащению природоведческого и обществоведческого словаря;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение договариваться при работе в группах, парах.
Приступая к реализации цели и задач, я разработала план, который включал несколько этапов:
I этап – диагностический (сентябрь, в ходе которого изучила интересы и потребности детей, провела мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
II этап – организационный, создала предметно-развивающую среду и внесла корректировку в комплексно-тематический план.
III этап - основной, работа с детьми по расширению кругозора и развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
IV этап – диагностический (апрель-май, провела мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по итогам проделанной работы.
Из бесед с детьми, проведенных на первом этапе, я выявила, что мои воспитанники:
- хотят путешествовать по странам и континентам – 70%;
- хотят расширить знания о живой и неживой природе – 42%;
- хотят участвовать в опытах и экспериментах – 72%.
Результаты мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы на данном этапе показали, что средний показатель высокого уровня развития у воспитанников моей группы составил 34%.
На II этапе проведена большая работа по созданию предметно-развивающей среды, которая позволила организовать разнообразную деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире, проведению опытов, наблюдений, экспериментов.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была создана детская мини – лаборатория «Почемучки», где представлены разнообразные материалы и оборудование для проведения исследований с учетом условий безопасности:
• различные емкости;
• шприцы, трубочки;
• увеличительные стекла, лупы;
• измерительные приборы,
• компас, бинокль;
• микроскоп;
• губка, пенопласт, поролон и другие материалы;
• песок, камни, виды почвы, глина;
• проволока, различные виды ниток;
• магниты и металлические предметы;
• различные виды бумаги, ткани и многое другое.
№
п/п Начало учебного года
Высокий уровень
Кол-во детей - 23
1 Представления детей о предметном мире 7/30%
2 Представления детей о социальном окружении 8/34%
3 Представления детей о природе :
(мир растений и животных) 10/43%
4 Представления детей о явлениях природы 9/40%
5 Умение работать с инструкцией, схемой, алгоритмом 6/26%
6 Коммуникативные навыки 7/30%
Средний показатель высокого уровня 34%
Мини – лаборатория в течение года пополнялась новымоборудованием и материалами, которые использовались при проведении опытов и экспериментов. Здесь же находились дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Руководителем мини-лаборатории вместе с детьми (по их выбору) стал сказочный персонаж – кукла – Незнайка. Введение сказочного персонажа превращало экспериментальную деятельность в увлекательную игру.
Рядом с мини-лабораторией мы расположили мини-центр «Вокруг света», главное место в котором занимал глобус и карта мира, на которой флажками мы отмечали места наших путешествий. В течение года шло пополнение его книгами, открытками, значками, атласами, энциклопедиями, которые вносились детьми на время или оставались навсегда. Вместе с детьми мы создали макеты тех мест и природных зон, в которых побывали во время «путешествий» в рамках непосредственно образовательной и проектной деятельности : «Подводный мир», «Антарктида», «Космос», «Пустыня», «Древний мир», «Русская изба». Активно использовались макеты и в процессе организации режиссерских игр.
Взаимодействие с родителями проходило на протяжении всех этапов работы с детьми. Родители поддержали мое начинание и стали активными помощниками при создании условий для организации познавательной и исследовательской деятельности. Они стали настоящими сподвижниками и соратниками. Фоторепортажи о нашей совестной работе с детьми периодически размещались в родительском уголке, для родителей были разработаны буклеты, памятки и рекомендации. Для поддержания у ребенка познавательного интереса я рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты, путешествовать по странам и континентам, знакомиться с миром природы. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.
III этап – деятельность по реализации поставленных задач, которую я осуществляла:
• в ходе непосредственно образовательной и проектной деятельности;
• во время лабораторных работ, проводимых детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями);
• во время «Часа самостоятельности», проводимого один раз в неделю;
• во время наблюдений за объектами и явлениями природы на прогулке;
• во время организации досуга с проведением интересных опытов.
Работу с детьми я строила на принципе активного обучения. В ходе опытов и экспериментов учила детей ставить гипотезу, находить пути поиска решений, делать выводы. Например, ставлю задачу: слепить фигурку из песка. Предлагаю детям рассмотреть песок и выдвинуть гипотезу – из какого песка (сухого или сырого) можно слепить фигурку, найти решение и сделать вывод.
Очень интересно в нашей группе в рамках Дня открытых дверей для родителей и педагогов прошел «Форум юных исследователей». Мои воспитанники показали не только хорошее знание окружающего мира, способы его исследования, активность и познавательный интерес, но и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение работать по схемам, составлять модели, планировать свою работу в группе сверстников.
Развитие познавательной активности проходит в тесной интеграции с образовательными областями «Коммуникация» и «Социализация». Умение излагать свои мысли понятно для окружающих, рассказать о проделанной работе, вести диалог, договариваться со сверстниками, обсуждать – все это активно развивается в процессе исследовательской деятельности.
В целях представления опыта работы по развитию у детей познавательной активностис использование опытов и экспериментов я провела для коллег открытые мероприятия: «В гостях у Снежной королевы», «Возвращение пингвиненка Ло-Ло».
IVэтап – диагностический.
Прошел учебный год. Мои воспитанники подросли. И если составить их «портрет», то я с уверенностью могу сказать, что мои воспитанники физически крепкие и здоровые, умные и любознательные, трудолюбивые и творческие, добрые и отзывчивые.
Перед вами таблица и диаграмма, которые показывает повышение познавательного развития детей, развития речи в результате проделанной работы.
№
п/п Начало учебного года
Высокий уровень Начало учебного года
Высокий уровень
Кол-во детей - 23 Кол-во детей - 23
1. Представления детей о предметном мире 7/30% 20/87%
2. Представления детей о социальном окружении 8/34% 18/78%
3. Представления детей о природе :
(мир растений и животных)
10/43% 21/91%
4. Представления детей о явлениях природы 9/40% 21/91%
5. Умение работать с инструкцией, схемой, алгоритмом 6/26% 16/70%
6. Коммуникативные навыки 7/30% 17/74%
Средний показатель высокого уровня. 34% 82%