Татьяна Суворова
Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по области «Познание» (Формирование целостной картины мира) «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания детей о птицах.
Задачи: расширять представление детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии;
учить делить птиц на перелётных и зимующих, водоплавающих на основе связи между характером корма и способом его добывания, делать выводы, почему перелетные птицы не могут остаться с нами на зиму;
упражнять детей в умении узнавать птиц по описанию, по отдельным частям тела;
Публикация «Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по области „Познание“ (Формирование целостной картины мира) „Птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
расширять представление о зимующих и перелетных, водоплавающих птицах путем прослушивания стихов и загадок о птицах;
упражнять детей в умении правильно передавать в рисунке внешний вид птиц, среду обитания;
развивать внимание, воображение;
обогащать словарный запас словами: зимующие, перелетные, водоплавающие птицы, кормушка, клюв, лапы, когти, крылья, перья, орнитолог;
воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к птицам, окружающей природе, желание помочь птицам выжить в зимние морозы ;выяснить, как люди заботятся о птицах в зимнее время.
Приоритетная образовательная область «Познание».
Планируемые результаты: уточнить представления детей о птицах, умение рассказывать о водоплавающих, перелетных и зимующих птицах.
Целевые ориентиры: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.
Материалы и оборудование для воспитателя: слайды с изображением птиц, разрезанные картинки с изображением птиц, макет дерева, Незнайка, плакаты «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Водоплавающие птицы».
Для детей : альбомный лист, акварель, кисти, салфетки, подставки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, энциклопедий на тему «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Водоплавающие птицы», просмотр кинофильмов о птицах, изготовление родителями и детьми кормушек для птиц, наблюдение за птицами на участке, чтение Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», рассказов В. Бианки о птицах, стихотворений, отгадывание загадок о птицах.
Вводная часть.
Дети сидят свободно на ковре.
Воспитатель: Ребята, слышите, кажется, у нас в раздевалке кто-то есть. Ну-ка, я сейчас пойду, посмотрю.
Заносит Незнайку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Интересно, почему он такой грустный?
Дети: Незнайка заболел, у него нет настроения.
Воспитатель: Давайте у него самого спросим, что у него произошло.
Основная часть.
Незнайка очень любит птиц : слушать их пение, наблюдать за ними, приносить им разное угощение. Вот и сегодня он отправился в парк, чтобы покормить птиц. Но сколько он не ждал, не увидел в парке ни ласточку, ни скворца, прошел дальше к озеру, там лед, нет ни лебедей, ни уток. Что случилось, куда все делись? Давайте сегодня мы с вами станем учеными-орнитологами. Орнитологи это ученые, которые изучают птиц. И Незнайке, расскажем, что произошло.
Каких вы знаете птиц?
Ребенок: Ласточки, скворцы, лебеди, утки (показ слайдов), вороны, снегири и т д.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края.
Ребенок: Перелетные птицы.
Воспитатель: Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?
Ребенок: Ласточки, скворцы.
Воспитатель: Правильно, Почему они улетают?
Ребенок: Потому-что у нас наступает зима.
Воспитатель: Правильно, ребята ласточки, скворцы, иволга – это перелетные птицы, питаются они насекомыми.
Воспитатель: А почему улетают птицы с водоемов?
Дети: Потому что зимой водоемы замерзают, птицы не смогут найти себе мелких рыб, водных насекомых, растений.
Воспитатель: А как называются птицы, которые живут на водоемах?
Дети: Это водоплавающие птицы.
Воспитатель: Ведь с нами остаются еще другие птицы. Дети, как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами?
Дети: Эти птицы называются зимующими.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Воробей, ворона, сорока, голубь, синица, снегирь, дятел (показ слайдов).
Воспитатель: Молодцы, а еще в лесу живет свиристель (показ слайда). Видите, какая красивая птица, с ярким оперением, красивым хохолком. Она питается ягодами и плодами рябины, калины, боярышника, шиповника. Если где – то созрел большой урожай рябины, то там будет жить много свиристелей.
Еще одна зимующая птица, живущая в лесу, называется клест. Посмотрите, какая интересная птица (показ слайда). Что в ней необычного?
Дети: Клюв.
Воспитатель: На что он похож?
Дети: На щипцы.
Воспитатель: А зачем ему такой клюв?
Дети: Чтобы найти еду себе.
Воспитатель: Да ребята клесту такой клюв нужен, чтобы доставать семена из шишки, как щипцами. Еще эта птица интересна тем, что она
единственная из всех птиц зимой, в лютые морозы, выводит птенцов Что будет, если не станет птиц?
Дети: Некому будет уничтожать насекомых, погибнут деревья, растения, урожай.
Воспитатель: Вам приятно будет идти в лес с засохшими деревьями, высохшими растениями? Почему?
Воспитатель: А мы с вами можем помочь птицам перезимовать?
Дети: Можем, нужно развесить на улице кормушки и насыпать в них корм.
Воспитатель: Чем мы можем покормить птиц?
Дети: Семечки, печенья, хлебные крошки.
Воспитатель: Правильно, птицы зимой могут погибнуть от голода. Если они будут сыты, то не замерзнут. Только корм в кормушки надо насыпать постоянно, потому что птицы привыкают прилетать к одному месту. А для синички можно подвесить на дерево несоленое сало, она любит клевать сало.
Воспитатель: Незнайка хочет отправиться в лес.
А как нужно вести себя в лесу вы знаете?
Дети: Нельзя оставлять непотушенные костры, бросать мусор, разрушать муравейники, ломать деревья, разорять птичьи гнезда, брать птенцов в руки.
Воспитатель: А почему нельзя поджигать сухую траву?
Дети: Потому что в траве живут насекомые, мелкие зверьки, птицы строят свои гнезда. Они все могут погибнуть.
Воспитатель: Молодцы, вы знаете, правила поведения в лесу и надеюсь, и вы и Незнайка будете их выполнять. А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: Сейчас я вам буду загадывать загадки, и посмотрим, знаете ли вы с Незнайкой птиц.
Загадка №1
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это воробей?
Дети Потому- что у воробья серые перья, и питается он крошками.
Загадка№2
Белый бок и длинный хвост,
Что за птица – вот вопрос? (сорока)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это сорока?
Дети: Потому-что у сороки длинный черный хвост.
Загадка №3
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это дятел?
Дети: Потому-что дятел лечит деревья.
Загадка№4
Красногрудый, черногрудый,
Любит ягодки клевать.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это снегирь?
Дети: Потому-что у снегиря красная грудка.
Загадка №5
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее … (ворона.)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это ворона?
Дети: Потому-что ворона очень хитрая птица.
Загадка №6
Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует. (голубь)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это голубь?
Дети: Потому-что у голубя перья гладкие, и он воркует.
Загадка №7
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (Клест.)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это клест?
Дети: Только у клеста зимой появляются птицы.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. У меня есть вот такое дерево и картинки птиц. Я буду прятать птицу за дерево так, чтобы была видна какая-то ее часть, а вам нужно отгадать, какая это птица.
Воспитатель: Какие у нас внимательные дети, всех птиц назвали. А еще хотите поиграть? Игра называется "Птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы должны показать, как птица летит в теплые края. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Если я назову водоплавающую птицу, вы должны показать, как можно плыть.
Ворона, снегирь, воробей, лебедь, сорока, свиристель, утка, голубь, клест, галка, гусь, синица. Молодцы, все были внимательными!
Сейчас мы с вами пройдем за столы и вы для Незнайки нарисуете птицу, которая вам больше всего нравится. Какие части тела есть у птицы?
Дети: Туловище, голова, хвост, лапы, крылья, клюв.
Воспитатель: Чем покрыто тело птицы?
Дети: Тело птицы покрыто перьями.
Выполнение работ детьми.
Воспитатель: Давайте разложим работы по трем группам. Как вы думаете, каким?
Дети: В первой группе будут водоплавающие птицы, во второй – зимующие, в третьей - перелетные.
Воспитатель: Верно, и все вместе с Незнайкой посмотрим, какие получились рисунки и правильно ли вы их разложили.
Ребята давайте подарим Незнайке наши рисунки.
Ребята, кому мы сегодня помогали?
Ребята, вам сегодня было интересно? А что больше всего понравилось?
Заключительная часть.
Воспитатель: В заключение нашей встречи с Незнайкой мы послушаем стихотворение, которое прочитаем нам Оля.
Стихотворение Александра Яшина «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ» :
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.