Ольга Е
Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт педагогической работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы»
Математика окружает нас повсюду. Ведь это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Математическое мышление заложено в человеке природой. И наша задача – помочь ребёнку раскрыть его в полной мере.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы» размещена в разделах
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предусматривает, что дети 2-3 лет должны уметь различать количество предметов, их величину, форму, ориентироваться в пространстве. Но конкретных занятий по ФЭМП в расписании нет.
После анализа ситуаций нами был сделан следующий вывод: ФЭМП должно присутствовать во всех видах детской деятельности в ДОУ, с опорой на наглядно-действенный тип мышления детей раннего возраста.
Так как ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность, то преимущество в работе по ФЭМП отдаётся дидактическим играм. Это обучающие игры, но воспитательно - образовательное значение их не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Чем в большей мере они сохраняют признаки игры, тем в большей мере они доставляют детям радость. Например:
• Математика в движении
В ходе ФЭМП разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Многие подвижные игры направлены на формирование умения ориентироваться в пространстве («Птички в гнёздышках», «Раз-два-три-к дереву (скамейке, кустику и пр.) беги!», «Где звенит?», «Где прячется зайка?»). В различных спортивных играх и упражнениях дети в непроизвольной форме получают знания о цвете, величине, знакомятся с такими понятиями как «лёгкий - тяжёлый», «катится – не катится», «далеко-близко», «высоко - низко», «сильно - слабо», учатся соотносить предметы по определённому признаку (игра с платочками «Найди пару», где участники игры, имеющие платочки одинакового цвета объединяются в пары; игра «Найди свой домик», в которой дети по сигналу взрослого находят свой «дом» в соответствии с той геометрической фигурой, которая у них в руках).
Наблюдая за детьми в двигательной деятельности, мы отметили, что новые знания дети воспринимают активнее, что им интереснее всё познавать
практическим путём.
• Геометрия для малышей
Последние исследования показывают, что знакомить детей с основными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и формами (кубик, кирпичик) нужно начинать именно в раннем дошкольном
возрасте.
Сколько разнообразных дидактических игр можно использовать для
формирования элементарных математических представлений у малышей!
Мы подобрали игры с использованием различных видов мозаики (цвет,
форма, варианты различных комбинаций расположения деталей по указанию
взрослого, по образцу, по своему воображению, игры с геометрическим сортером, побуждающие детей находить для определённой геометрической фигурки нужное отверстие, геометрическое домино, геометрическое лото. В группе есть самодельные трафареты, по которым дети могут обвести фломастером по контуру геометрическую фигуру. Есть у нас рамки – вкладыши с изображением геометрических фигур: дети подбирают фигурки зрительно опираясь на нанесённый рисунок, а в дальнейшем - в соответствии с формой углубления. Игра «На что похоже?», побуждает детей найти предмет по форме напоминающий круг, квадрат, треугольник.
Детям представляется возможность рисовать геометрические фигуры
пальчиком на подносе с манкой или солью, они могут выложить из пластилина контур геометрической фигуры.
Конструктивные игры со строительным материалом способствуют
ознакомлению детей с объёмными геометрическими формами : кубик, кирпичик, треугольная призма, шар. Для игр используется крупный строительный материал и настольный.
Мы учли, что в раннем детстве математику нужно «трогать». Тактильный опыт очень важен для ребёнка. Намного эффективнее донести что-то до ребенка не демонстрацией карточек и проговариванием информации, а побуждая притронуться к объекту изучению, повозиться с исследуемым материалом.
• Прогулка с математикой
Прогулка - мир неограниченных возможностей. Некогда скучать, всё нужно увидеть, потрогать. А нам, воспитателям, нужно успеть удовлетворить
любопытство воспитанников и дать определенные математические понятия,
которые соответствуют возрасту детей, на практике. Такие как:
а) количество - развитие умения формировать группы однородных
предметов; различать количество предметов : много - один (один - много);
б) величина - привлечение внимания детей к предметам контрастных
размеров и их обозначению в речи. Игра «Соберём листочки» (кленовые, берёзовые);
в) форма - формировать умения различать предметы по форме и называть их. Игра «Найдите среди собранных предметов то, что похоже на шар» (листок, каштан, трава, ягоды рябины, камешки);
г) понятия:
«Далеко - близко» - игра «Кто дальше бросит мешочек с песком?».
«Высоко - низко» - игра «Что выше – дерево или куст?».
«Широко - узко» - игра «Какая машин? (Большая или маленькая) сможет проехать по узкой дорожке?
«Твёрдый - мягкий» - игра «Разложи по кучкам твёрдые и мягкие предметы» (камень, деревянный брусок, трава, пёрышко, цветок бархатца).
«Сильный - слабый» - игра «Дуй, ветерок».
«Пустое - полное» - игра «Насыпь песок в ведёрко».
Для изучения понятия «часть - целое;- можно предложить ребёнку разрезать «пирог» из песка пополам, а потом «склеить» кусочки в целый «пирожок».
Это только незначительная часть игр, которые проводятся во время прогулок.
Во время прогулки мы способствовали накоплению у детей опыта
практического освоения окружающего пространства, расширение опыта
ориентировки в частях собственного тела «Зашагали ножки», наблюдение за
солнцем «Подставим лицо солнышку, и Вы почувствуете его тепло», игровая
ситуация «Покажем зайке, как мы надеваем на голову шапку, а на руки -
рукавички», в конце прогулки воспитатель предлагает детям стряхнуть снег со спин друг друга).
Вот такая несложная математика для ’маленьких детей развивает их большие способности.
• Математические сказки
В этом году, мы много внимания уделяли народным сказкам. Это отличная тема для занятий математикой.
Очень многие книги, начиная с самых первых сказок, помогают развивать математические способности. В сказках ребёнок закрепляет основные понятия, такие как «один - много», «большой - маленький», «сильный - слабый» и т. п.
Например:
а) «Теремок». Персонажи в сказке появляются от самого маленького (мышки) до самого большого (медведя). Эту сказку можно инсценировать с детьми. Им можно предложить выполнить правильную последовательность заселения в теремок. Или можно спрятать одну из фигурок, предложи в детям определить, кого не хватает. Или добавить персонажа, которого нет в повествовании. Пусть дети определят, кто лишний.
Все это способствует развитию логики и математического мышления.
б) «Репка». Здесь персонажи появляются, наоборот, от большого (деда) к
маленькому (мышке). Можно поиграть в те же игры, как и с «Теремком», а можно сделать игру - шнуровку, где персонажи в соответствии с
последовательностью их появления; нанизываются на шнурок. Тем самым мы развиваем математические способности и моторику.
в) «Три медведя» - самая математическая сказка. Дети знакомятся с понятиями «большой - поменьше – маленький учатся соотносить. Можно закрепить понятие «один - много» (Маша - одна, медведей - много).
На основании проделанной работы можно сделать вывод: формирование у детей элементарных математических представлений совсем несложно, если превратить это в увлекательную игру. Воспитателю нужно лишь творчески подойти к решению этого вопроса, чтобы сложные на первый взгляд вещи стали для малышей и понятными и доставили им удовольствие.
Работа, проводимая по ФЭМП дала положительные
результаты. Во многом этому способствовало использование метода интеграции, т. к. интеграция всех образовательных областей делает образовательную деятельность более насыщенной и, как результат, более продуктивной. Это нужно учесть на будущее.
Следует обратить внимание на работу с родителями в этом направлении, т. к. совместная работа воспитателей и родителей будет способствовать всестороннему и постоянному развитию ребенка.
Знакомство родителей с теоретическим материалом не так действенно, как посещение ими некоторых открытых мероприятий, которые заставляют по иному взглянуть на обучающий процесс в ДОУ.