Ольга Толстых
Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых,
МБДОУ ДС № 66 «Журавушка»
(г. Старый Оскол)
Аннотация: В статье рассмотрен современный подход к обучению, который ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности общества. За счет использования интерактивных плакатов может быть решена одна из главных задач, привлечение внимания ребенка, его вовлечение в активную познавательную деятельность.
Ключевые слова: компьютерные технологии, интерактивный плакат, дети среднего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Стенгазеты
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Ещё в прошлом десятилетии, чтобы обеспечить педагогический процесс необходимой наглядностью, воспитателям приходилось искать картинки, иллюстрации или фотографии в журналах и книгах или рисовать их самостоятельно. В наше дни, такое понятие, как компьютерные технологии стало неотъемлемой формой обучения дошкольников. Очень важно не только дать детям знания, но и научить их, самим добывать эти знания.
В настоящее время использование интерактивных технологий в образовательном процессе является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческого потенциала и формирование благоприятного эмоционального настроя. Применение интерактивных технологий дает возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором дошкольник принимает активное участие в образовательной деятельности, что способствует осознанному усвоению новых знаний.
Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также развивает память, воображение, навыки ориентации в пространстве, творческие способности логическое и абстрактное мышление.
Математическая подготовка ребенка в детском саду направлена на познание окружающего мира, формирование элементарных математических навыков и представлений, на развитие мышления и смекалки с учётом его возрастных и психологических особенностей.
На занятиях по математике используют наглядно-действенные методы и приемы обучения. Воспитатель показывает образцы и способы действий, дошкольники выполняют практические задания, которые включают элементарную математическую деятельность.
Малыши среднего дошкольного возраста уже способны ориентироваться в пространстве, знать понятие величины, уметь перечислять геометрические фигуры и их свойства. Иметь представление о количестве предметов, их цвете. В этом возрасте дети умеют производить различные действия с предметами : собирать однородные предметы вместе, отбирать их по цвету, величине, форме и т. д.
У детей среднего дошкольного возраста интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. Вот почему у детей появляется интерес к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог задает дошкольникам вопрос, требующий поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ. Так дети приобретают знания опытным путем.
Оптимальным решением для работы с детьми в этот возрастной период является использование занимательных игр, что и послужило стимулом для создания интерактивного плаката «Умный городок».
Современные педагогические методы обучения уже трудно представить без мультимедийных интерактивных технологий, которые позволяют использовать текст, графику, аудио, видео, мультипликацию в режиме диалога. Указанные возможности существенно расширяют область применения компьютерной техники в учебном процессе. Визуальное и звуковое сопровождение помогают активизировать образное мышление детей, что способствует более целостному восприятию изучаемого материала и повышению качества педагогического процесса.
Интерактивный плакат обеспечивает высокий уровень наглядности учебного процесса. В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь очень важных результатов:
• Применение интерактивных элементов позволит заинтересовать ребенка в процессе получения знаний.
• Использования различных мультимедиа и 3D объектов позволит добиться максимальной наглядности информации.
• Использование интерактивного плаката даст возможность сделать образовательный процесс насыщенным, доступным, интересным, при этом можно организовать как групповую работу, так и индивидуальную.
В своей работе мы используем интерактивные обучающие плакаты в различных образовательных областях. Одним из них является интерактивный плакат «Умный городок», который разработан для детей среднего дошкольного возраста, образовательная область – познавательное развитие (ФЭМП) в среде PowerPoint и выполнен в технике «единого экрана», что позволяет визуально воспринимать плакат, как один слайд, не замечая переходов между ними.
Данный интерактивный плакат можно использовать для повторения изученного материала или проведения итогового занятия по формированию элементарных математических представлений.
Плакат состоит из нескольких слайдов: титульный лист, центральный слайд и тематические слайды, количество которых варьируется в зависимости от количества проверочных заданий. Переход между слайдами осуществляется щелчком по изображению одного из объектов посредством гиперссылок. Имеется возможность перехода к ранее просмотренному слайду для повторения и закрепления материала.
Структура плаката «Умный городок», построена таким образом, что сначала дети повторяют ранее изученные геометрические фигуры, затем выполняют задания, посредством которых отрабатываются такие понятия, как счет, большой – маленький, выше – ниже, справа - слева. Среди заданий, которые предлагаются выполнить детям, присутствует слайд, на котором ребенок может найти известные ему геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В отдельном блоке предложены задания, позволяющие проверить детям знания по основным цветам.
Система оценки правильных или неправильных ответов такова, что если дети выбирают верный ответ, появляется веселый смайлик, а если картинка неверная, появляется грустный смайлик. Так же, для более яркого эмоционального восприятия в интерактивном плакате «Умный городок» была использована звуковая анимация.
В процессе обучения детей с использованием интерактивного плаката «Умный городок» считаем, что цель и задачи, поставленные перед педагогами, выполнены. Интерактивный плакат «Умный городок» соответствует требования ФГОС ДО. Воспитанникам нравится заниматься с данным пособием. Взаимодействие с ним вызывает в детях заинтересованность, способствует формированию познавательной активности.
Таким образом, интерактивные плакаты, являются отличными помощниками воспитателя. Они, в отличии от обычных мультимедийных плакатов, могут содержать гораздо больше полезного материала и способны предоставлять его в гораздо более наглядной и эффективной форме. В связи с использованием интерактивных элементов может быть решена одна из главных задач - привлечение внимания ребенка, вовлечение его в активную познавательную деятельность. Детям нравится работать с интерактивными пособиями. Взаимодействие с интерактивным плакатом вызывает у ребенка живой интерес, способствует развитию любознательности, компьютерной грамотности, усидчивости, а самое главное, что в игре незаметно для себя ребенок приобретает для себя новые знания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, Н. А. Разработка и использование интерактивных плакатов. URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/11/28/master-klass-razrabotka-i-ispolzovanie-interaktivnyh-plakatov
2. Интерактивный плакат [Электронный ресурс] / https://wiki.iteach.ru/index. php/Интерактивный_ плакат
3. Интерактивный плакат средствами PowerPoint [Электронный ресурс] /https://nitforyou.com/konstruktor-inter-plakata/
4. Калягин, И. Н. Новые информационные технологии и учебная техника [Текст] / И. Н. Калягин. М. : Высшее образование в России, - 2003. - 289 с.
5. Разработка и использование интерактивных плакатов, схем и таблиц.
6. Технология конструирования интерактивного плаката [Электронный ресурс] / https://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/
7. https://yandex.ru/images/search?p=3&text=