Инна Масленникова
«Домашний театр как средство речевого развития ребёнка раннего возраста». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт семейного воспитания - семьи Мкртичян Алины по теме «Домашний театр - как средство речевого развития ребёнка раннего возраста"
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Она стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает всё богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Публикация «„Домашний театр как средство речевого развития ребёнка раннего возраста“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Домашний театр. Консультации
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждет ребёнок встречи с ним! Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают речь, творческие способности ребёнка, корректируют его поведение. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Чтобы радость от общения с кукольным театром стала ежедневной, необходимо его создавать - вот к чему стремятся родители Мкртичян Алины из группы «Пчёлка».
Важным условием для реализации этой задачи являются благоприятный микроклимат в этой семье, уважительное отношение к интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях осуществлён в полной мере.
В семье Мкртичян Алины созданы благоприятные условия для интенсивного развития речи ребенка, посредством игры в кукольный театр.
В семье организована пространственно - предметная среда. Для занятий театрализованной деятельностью у ребёнка в комнате организовано определённое, хорошо оборудованное место.
Родители бережно относятся к детскому увлечению и помогают ребёнку в развитии его творчества, воплощении собственных замыслов.
Благодаря сказке у ребёнка расширяется словарный запас, он учится правильно строить диалог, развивать связную логическую речь - это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. Сказка развлекает, ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует речь, воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам.
Семья Мкртичян не только имеет материалы для приобщения Алины к театральному искусству, на основе которого ребёнок развивает речь, но и охотно делится ими в детском саду.
Ребёнок вместе с родителями активно включается в деятельность группы по приобщению к театрализованной деятельности. Виды театра, костюмы – всё это Алина приносит в детский сад, чтобы познакомить своих друзей с тем, что знает сама и чему её научили родители.
Во время посещения семьи я обратила внимание на то, что театру отводится очень важное место в доме. Например, подготовка к домашним спектаклям с приглашением гостей. Совместная работа приносит и детям и родителям творческое удовлетворение, приводит к взаимопониманию, создаёт в семье духовную близость, заинтересованность.
Таким образом, семья Мкртичян имеет большой опыт по приобщению к театру, который способствует развитию речи и творческих способностей ребёнка. Я предложила родителям Алины поделиться своим опытом с родителями группы «Пчёлка».
Театрализованные игры с раннего возраста, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способе познания мира ребенком. А как театр способствует развитию речи, коммуникативных навыков и творчества в этом мы убедились сами. Увлечение домашним театром в нашей семье началось с рождением нашей дочери – Алины. С начала пение колыбельных, затем игрушки- петрушки (театр петрушек). Уже один вид «веселого человечка», который оживает и действует на глазах ребёнка - вызывает большой интерес, создает непринужденную обстановку, побуждает к активной речи.
У нас дома хорошая библиотека, и Алина постоянно просит прочитать сказки, затем мы начинали фантазировать с этими героями свою сказку, стали делать «театр»!
Мы продолжаем увлекаться театром и всей семьёй занимаемся совместным изготовлением атрибутов для кукольного театра : мастерим сказочных персонажей, дополняем их мелкими деталями, обыгрываем отрывки из сказок, все это создаёт повод для плодотворной беседы, для обогащения словарного запаса ребенка, совершенствования связной речи, умения последовательно строить рассказ, непринуждённо общаться. Играя с игрушками, говоря за них, наша дочь по-другому относятся к своей речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка, и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Речь становится более раскрепощенной, эмоциональной, яркой и четкой, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Герои кукольного театра помогают вызывать положительные эмоции. Персонажи в руках ребёнка становятся «собеседником», помогают раскрепоститься, постепенно раскрывая и развивая речевые возможности. Любим мы также устраивать театрализованные игры, которые очень нравятся нашим детям.
Основная цель нашей семейной педагогики в руководстве театрализованными играми – будить воображение ребенка, развивать речь, создавать условия для творчества детей. Увлекаясь и организовывая детей в нашем семейном театре, мы определили некоторые правила, которые помогают нам договариваться и учитывать интересы общего семейного коллектива. Основное правило – правило всеобщего участия. В драматизации участвует вся семья. Часто в наших спектаклях и играх участвуют дети наших родственников. Это ещё больше подогревает интерес детей к театрализованной деятельности, воспитывает коммуникативные навыки, чувство коллективизма, родства и ощущения общего семейного дела. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кого ты хочешь ещё теперь сыграть? Почему?Увлекает детей совместное чтение и анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Организованный таким образом домашний театр в нашей семье способствует тому, что театрализованная игра способствует развитию речевой и коммуникативной деятельности нашей дочери, развития адекватной самооценки и самоутверждения в группе сверстников.