Воробьева Татьяна Николаевна
Многофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички!
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по использованию многофункциональных дидактических кубиков в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Многофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
ФГОС определяет пять направлений развития, в соответствии с которыми строится весь воспитательно-образовательный процесс. Я считаю, что речевое развитие является одним из важнейших направлений. Так как без речи, без общения, без коммуникативной деятельности, полноценное развитие детей в любом из этих направлений невозможно.
В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования ребенок может достаточно хорошо овладеть устной, грамматически правильно оформленной речью. Наша задача помочь ему в этом.
Но в последние годы отмечается увеличение количества детей, которые имеют различные речевые нарушения. Дети испытывают дефицит речевого общения.
В связи с этим я считаю актуальным использование новых методов, приемов и средств в речевом развитии детей. На сегодняшний день педагогами разработан целый ряд современных игровых технологий. Но мы тоже не стоим на месте, постоянно ищем новые технологии, дополняем и внедряем их в свою работу.
Я хочу представить вам пособия, которые объединяют в себе методы наглядного моделирования и игровые технологии. Идею использования кубиков с методической целью взяла на заметку на открытых занятиях у педагогов г. Красноярска.
Пользуясь готовыми схемами и совершенствуя их по-своему, мною были разработаны два многофункциональных дидактических кубика для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
У каждого кубика свое название, цель, задачи и содержание.
Первое пособие - многофункциональный «Кубик Речевичок».
Пособие состоит из куба, на 6-ти гранях которого сделаны кармашки из прозрачного материала, в комплекте - карточки с условными обозначениями (схемами, пиктограммами) и картотека с подбором предметных картинок по лексическим темам и дидактическими играми по возрасту детей.
Цель пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.
Задачи:
* актуализировать (расширять или обогащать) предметный, качественный и глагольный словарь детей;
* закреплять обобщающие понятия;
* упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;
* упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные);
* закреплять умение употреблять антонимы;
* упражнять в согласовании слов в предложении.
Варианты использования данного пособия можно посмотреть на слайде.
Второе пособие - многофункциональный «Кубик Звуковичок».
Пособие также состоит из куба, 6 граней которого оформлены разными цветами, на гранях есть кармашки, магнитные вставки. В комплекте - карточки с условными обозначениями (схемами, пиктограммами, картотека картинок на автоматизацию звуков в словах в разных позициях, картинки для звукового анализа слова, карточки для составления предложений, сюжетные картинки.
Цель пособия: развитие связной речи, навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
* совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
* совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
* учить выделять последовательность звуков в простых словах;
* учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части;
* упражнять в составлении предложений;
* продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
* совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
1 грань (красного цвета) для игр с гласными звуками (упражнять детей в дифференциации гласных звуков, в нахождении гласного звука в словах и умении характеризовать его, определять его местонахождение (начало, середина, конец).
2 грань (синего цвета) – для игр с твердыми согласными звуками (упражнять детей в дифференциации согласных твердых звуков, в нахождении согласного твердого звука в словах и умении характеризовать его, определять его местонахождение (начало, середина, конец).
3 грань (зеленого цвета) для игр с мягкими согласными звуками.
4 грань (белого цвета) для звукового анализа слова.
5 грань (белого цвета) - конструктор предложений.
6 грань (белого цвета) с кармашком – здесь можно найти картинки для составления рассказов.
Практическая значимость:
* представленные дидактические пособия изготовлены из экологически чистых материалов: безопасны, практичны, легкие и мобильные в использовании, многофункциональные и эстетичные;
* съемные детали позволяют использовать кубики в любой тематической неделе, их можно дополнять и видоизменять, что ни в коей мере не «перегрузит» пособия, а лишь сделает их еще функциональнее. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов;
* также, на мой взгляд, большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать противоположные слова», «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и многое другое;
* кубики могут быть использованы при организации непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности дошкольников.
Основываясь на опыте использования дидактических кубиков можно сказать, что их систематическое использование оказывает положительное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности.
Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится более эффективной.
Помимо речевых задач, пособия оказывают помощь в развитии логического мышления, творчества, воображения, установлении причинно-следственных связей, волевых качеств, развитии крупной и мелкой моторики, умение детей договариваться, работать в парах или подгруппах, развивает детскую инициативу и самостоятельность. Дети сами придумывают и предлагают варианты использования кубика, рисуют схемы и карточки.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по развитию всех сторон речи с использованием дидактических кубиков, дополнять их содержание совместно с детьми и применять в работе не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и с малышами, которые придут к нам уже в следующем учебном году.
Спасибо за внимание!