Татьяна Андронникова
Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Формирование правильной речи у детей является одной из главных задач дошкольного образования. Речевое развитие ребёнка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве.
Публикация «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.
Я работаю в логопедической группе, где работе над развитием речи уделяется наибольшее внимание.
Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра, в которой развиваются все психические процессы. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Среди этого разнообразия большое внимание уделяется дидактической игре.
Дидактическая игра – это одна из форм обучения детей. В своей работе дидактические игры использую для решения всех задач речевого развития, так как считаю, что дидактическая игра развивает речь детей : активизирует и пополняет словарь, формирует правильное звукопроизношение; развивает связную речь, а также умение правильно выражать свои мысли. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словообразований.
В своей работе ежедневно планирую дидактические игры разного вида.
Мы в своей группе берем д/и согласно проекту на неделю. Например: проект «Эти удивительные животные»-сначала беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, а затем д/и «Кто как передвигается». Воспитатель называет животное, а ребенок произносит глагол, который можно отнести к этому животному:
Собака-стоит, лает, спит, лежит и т. д. Во время этой игры обогащается глагольный словарь детей.
Следующая игра «Что из чего сделано».
Воспитатель говорит: «сапоги из кожи», а ребенок отвечает, какие они (кожаные)
Рукавички из меха – меховые;
Ваза из глины – глиняная и т. д.
Здесь мы закрепляем употребление в речи детей относительных прилагательных и способы их образования.
Так-же разнообразные д/и провожу и во время прогулки.
«Подбери словечко"-во время этой игры обогащается словарный запас и развивается умение согласовывать прилагательное с существительным. Например:
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
"старый"… (дом, пень, человек, ботинок);
"свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка);
"свежее"… (молоко, мясо, варенье);
"старое"(кресло, сиденье, окно).
В игре «Закончи предложение» ребенок упражняется в составлении предложений с предлогами.
Слон большой, а комар … (маленький).
Камень тяжелый, а пушинка… (легкая).
Зимой погода холодная, а летом … (жаркая).
Дерево высокое, а куст… (низкий).
Суп горячий, компот… (холодный).
Днем светло, а ночью… (темно).
Заяц скачет быстро, а черепаха идет… (медленно).
Таким образом, организация дидактической игры позволяет вести коррекционную работу, направленную на развитие речи у детей дошкольного возраста, даёт возможность совершенствовать её, учит мыслить и тем самым способствует развитию у них познавательных интересов, правильных представлений об окружающей действительности.
Действительно, игра является одним из основных аспектов развития речи детей. В игре ребенок общается, ведет диалог с другими детьми и взрослыми.
Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц.
Например: игра «Туристическое агентство».
Сначала мы познакомили детей с профессиями людей, которые работают в этой сфере (туроператор, кассир, менеджер и т. д.). В то-же самое время дети рассказывали о профессиях своих родителях, что способствовало развитию речи и обогащению словаря.
Затем создавала игровые ситуации: Менеджер-кассир-пилот; Клиент-туроператор-кассир и другие, где дети вели диалог,во время которого развивалась связная речь.
Поскольку мы сейчас говорим о развитии речи детей в игровой деятельности, то можно отметить, что игровые диалоги и монологи дети также ведут в соответствии с выполняемыми ролевыми действиями, ребёнок постоянно обогащает свой словарь специальными терминами. Например: врач, медсестра, карта, справка, рецепт, шприц и т. д. Это мы видим, организуя творческую игру «Больница»
Часто у детей по ходу игры возникают вопросы к взрослому, и снова познавательный интерес побуждает ребёнка к разговору, беседе, наблюдению, ребёнок всё чаще задаёт вопросы взрослому.
Сюжетно ролевые игры развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
В утренние и вечерние часы я организую с детьми
*игры с предметами (игрушками,
*настольно-печатные
* словесные игры.
Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т. д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.
Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры.
Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.
Моя роль в основном сводится к объяснению правил игры.
- «Найди картинке место и расскажи»
Ребенок рассказывает сказку или рассказ, соблюдая последовательность происходящего на картинках, развивается внимание, мышление, память и речь.
- «Детки с ветки»- выявляется активный словарный запас детей; развивается связная речь.
- «Какой получится сок?»
упражняются в словообразовании, выявляется активный словарный запас детей; развивается связная речь.
Следующая группа игр: словесные - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих.
В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.
В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д.
- «Подскажи словечко»
выявляется активный словарный запас детей; развивается связная речь, память, мышление.
- «Закончи предложение»
Дети учатся использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.
Часто предлагаю детям пофантазировать на такие темы, как:
"Если бы я был волшебником, то. "
"Если бы я стал невидимым. "
"Если весна не наступит никогда.»
«В развитии речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова
Пальчиковым играм стараюсь уделить ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и во время НОД.
Игры и упражнения:
«Детский сад»
В нашей группе все друзья дети ритмично стучат кулачками по
столу
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. разжимают кулачки, начиная с мизинчика
«НОВЫЙ ГОД»
Перед нами ё лочка: Показывают «ёлочку» : руки, согнутые в локтях,
перед собой; пальцы рук переплетены,
большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и
«иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики» : ладошка – «полуковшик» со
слегка раздвинутыми пальцами
обращена вверх; «фонарики» : так же сложенные
ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки. Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми
указательным и средним пальцами.
Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывает театрализованная деятельность
Например в сказке «Красная Шапочка»-формируется диалогическая речь, интонационный строй.
Драматизация русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» способствуют развитию связного речевого высказывания, умению выстраивать диалог, упражнять в словообразовании однокоренных слов (курица- курочка, утка- уточка).
Таким образом можно сделать ВЫВОД: развитие речи через игровую деятельность наиболее оптимально, потому что это интересно и близко ребёнку, поэтому мы – взрослые должны играть с нашими воспитанниками.
Ребенок перевоплощается в игре, и неважно, какую он выполняет роль. Главное, что он преодолевает трудности в общении, свободно начинает общаться с другими детьми, раскрывая свои творческие способности – ребенок меняет темп, интонацию, развивает выразительность своей речи.