Оксана Верхошанская
ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Помощь паучку»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4 «Ягодка»
Данковского муниципального района Липецкой области
ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
«Помощь паучку»
Подготовила : воспитатель
Верхошанская Оксана Валерьевна
2017 год
Возраст детей: 6 -8 лет.
Публикация «ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Помощь паучку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пауки, паучки, паукообразные
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема: Как помочь паучку, попавшему в беду?
Игровая мотивация: Оказать помощь пауку, попавшему в беду.
Цель: Формировать у детей представление о том, в природе нет неинтересных, ненужных животных.
Задачи: Уточнить знания детей о насекомых, и пауках. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; дать энциклопедические знания о пауках; воспитать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; способствовать развитию экспериментальной деятельности; воспитать интерес, желание узнать о них что-то новое. Активизировать словарь детей. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Воспитывать уважение к природе путем сопереживания ситуации. Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Учить создавать единую композицию.
Материалы и оборудование: проектор, музыкальная заставка, клубок пряжи, нагрудные знаки с изображением паука, солнца, растений, насекомых, воды, воздуха, почвы, модель паутинки, силуэты насекомых и паучков по числу детей; ватные палочки, крем; альбом «Правила поведения в природе», цветная бумага, клей, манка.
Вид детской деятельности: экология, экспериментирование, изобразительная деятельность.
Предварительная работа: просмотр энциклопедий; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; беседы: «Нелюбимые животные», «Кто такие насекомые»; загадки о животных, насекомых.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель раскладывает пилотки эколят.
Ребенок. Оксана Валерьевна, а у нас, что сегодня заседание эколят.
Воспитатель: Да,
Воспитатель: Звучит музыка, дети надевают пилотки.
Речевка: Мы природу уважаем, Мы ее оберегаем, Все на защите как один, Мы природу сохраним.
Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в нашу «Жалобную книгу природы». (Слайд№1) Открываю книгу медленно, (Слайд№2) и только собираюсь прочитать — звучит голос из магнитофона:
Голос: «Про меня и таких, как я, говорят, мы безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице — мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим. Людям ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для людей это забава, а для нас — беда. Помогите нам, пожалуйста!»
Воспитатель: Вы догадались, кто жалуется?
Дети: Паук.
Воспитатель: Дети, а паук – это кто?
Дети: Насекомое, не насекомое.
Воспитатель: Кто же может нам подсказать правильный ответ?
Дети: Энциклопедия.
Воспитатель: Давайте подойдем к библиотеке и посмотрим, сколько много у нас энциклопедий. А как вы думаете, в какой энциклопедии мы можем прочитать про паука?
Дети: Энциклопедия о животных.
Воспитатель: Читает. Паук (лат. Araneae) относится к типу членистоногие, классу паукообразные, отряду пауки. Их первые представители появились на планете приблизительно 400 миллионов лет назад.
Многие упорно называют пауков насекомыми, хотя это отдельный отряд и отдельный класс – паукообразные (Arachnida, подтип Хелицеровые - Chelicerata, тип Членистоногие). От насекомых пауки отличаются по многим признакам. Давайте попробуем отыскать эти отличия
Сравнительная таблица
«Чем различаются пауки и насекомые»
Пауки Насекомые
2 отдела тела: головогрудь и брюшко. 3 отдела тела — голову, грудку и брюшко
Имеют 4 пары ног Имеют 3 пары ножек на груди и в основном 2 парами крыльев
8 глаз 2 глаза.
Есть ногощупальцы Есть усики
Воспитатель: А как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?
Предположения детей.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, откуда паук берет паутину?
Дети: Да
Воспитатель: Поможет нам в этом профессор Почемушкин, а отправит нас к нему бабочка, только нужно очень внимательно за ней смотреть. Пока вы узнаете у профессора, откуда паук берет паутину, я схожу и посмотрю, кто же это говорил, откуда доносился этот голос. Вы готовы?
Дети: Да
(Гимнастика для глаз)
ВИДЕО
(Воспитатель уходит за дверь и переодевается пауком)
Паук: Здравствуйте, ребята! Это я оставил жалобу в вашей книге. Вижу вы ребятки любознательные, добрые, и, наверное, сможете мне помочь. Я хочу только одного, чтобы люди не рвали мою паутину и не обижали меня. Донесите это до своих друзей, близких и знакомых. Ведь я полезное и нужное животное. А вы знаете, какую пользу я приношу?
Ответы детей.
Паук: За сутки я могу поймать в свою паутину до 400 вредных насекомых, поэтому не нужно избавляться от паутины. Польза от меня большая, а вред малый. Мы пауки поселившись в домах, засоряем стены жилищ паутиной. Другого вреда нет. И без меня, как без других природных объектов не обойтись матушке природе. А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если исчезнет, хоть один из объектов.
Игра «Паутина жизни»
Ребенок с нагрудным значком, на котором изображен паучок, берет клубок ниток. Что нужно паучку? Тот, у кого значок с изображением насекомых, говорит: «Насекомые» и клубок передается «насекомому» (конец нитки остается у паучка). Теперь уже «насекомые» спрашивают, что нужно им для жизни, и тут откликаются «растения». И так до тех пор, пока все участники не окажутся, связаны «паутиной». Воспитатель комментирует происходящее, поясняя, что ниточки, которые соединили все со всеми, существуют в природе, только они невидимы, но связывают одни природные объекты с другими.
Что же будет, если мы уберем из нашей паутинки хотя бы одно звено, например, воду?
Дети: «Паутинка» начинает рассыпаться.
Паук: Какой можно сделать вывод?
Дети: в природе все взаимосвязано.
Паук: Правильно. Так может случиться, если погибнет хотя бы один вид: растения или животные. Вижу, вы заинтересовались моей паутинкой.
Паук: А почему насекомые, попав в паутину, не могут из нее выбраться, а я легко по ней передвигаюсь?
Предположения детей.
Паук: давайте проведем опыт. Посмотрите, у меня есть паутинки. (Воспитатель приносит заранее приготовленную модель паутинки из тонкого скотча). Возьмите силуэты насекомых и пусть ваши насекомые «попадут» в паутинку. (Дети прикладывают своих насекомых к паутинке из скотча). Что произошло? Почему насекомые не могут улететь из паутинки?
Дети: Насекомые попадают в паутину и не могут выбраться, потому что паутина липкая.
Паук: А почему тогда паучок не прилипает?
Предположения детей.
Паук. Давайте продолжим опыт. Теперь возьмите паучков смажьте их кремом и прилепите паучков к нашей паутине. Получилось?
Дети: Нет.
Паук: почему?
Дети: А паучок, легко по ней передвигается, потому что его ноги покрыты особой смазкой.
Паук: правильно, молодцы. Так и в природе. У паучка лапки смазаны смазкой, поэтому он и не прилипает.
А давай те с вами превратимся в паучков.
Расслабляющая гимнастика. (Дети ложатся на ковер и закрывают глаза, звучит спокойная, тихая музыка)
Воспитатель. У тебя 8 ножек, и ты, ловко перебирая ими, ползешь по травинкам и даже по ровной стене. А еще ты умеешь плести паутинку. Она у тебя такая воздушная, ажурная, легкая, как кружево. Иногда на нее попадают капельки росы и блестят на солнце. Тогда твоя паутинка становился еще красивее. Твоя паутинка расположена в тихом, уютном месте. Когда дует ветерок, ты любишь раскачиваться на ней. (Снимаю костюм паука)
Воспитатель: Ребята, а вы, почему лежите на полу?
Ответы детей.
Воспитатель: Зачем к вам приходил паук?
Дети: Он просил нас о помощи, чтобы мы донесли до своих знакомых, что нельзя рвать паутину.
Воспитатель: Паук полезное или вредное насекомое?
Ответы детей
Воспитатель: У нас есть книга правил в природе, когда вы читали жалобу от птиц, то запомнили вот такой знак. Что он обозначал? («Нельзя разорять птичьи гнезда»). А сегодня поместите в вашу книгу вот такой знак. (Показываю). Как можно назвать его?
Знак «НЕ обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков»
Воспитатель: Ребята, давайте станем мультипликаторами, и сделаем мультфильм о паучках. Когда наш мультфильм будет готов, мы покажем его ребятам из соседних групп и расскажем им, что нельзя рвать паутину и обижать пауков
Пальчиковая гимнастика.
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Воспитатель: А сейчас начнём создавать мультфильм. Ваши листочки — это кадры плёнки, на каждом кадре будет свой паучок, особенный, не похожий на других. А делать будем так. По выдавленным на листочках линиям вы разглядите паучка, нам надо его раскрасить не совсем обычным способом. Сначала по линиям проведем кисточкой с клеем тонкими мазками, закрасим клеем ножки. Постарайтесь больше нигде на ли сточке не напачкать клеем, иначе не будет видно, где наши паучки. Потом возьмите по чуть-чуть манки, посыпьте на проклеенные места. Подумайте, каким будет ваш паучок. Когда подсохнет, аккуратно стряхните манку.
Дети рисуют, а я в это время спрашиваю у детей по очереди: где живёт, какой он: по окраске, величине, настроению, месту обитания.
Воспитатель: А сейчас, когда уже у всех всё готово, скрепим плёнку и повесим сушить. Какой интересный мультфильм получится!
Раскладываем на столе листы в длинную полосу
Постановка новой проблемы.
Воспитатель: Когда клей подсохнет, мы раскрасим своих паучков. Озвучим наш мультфильм и сходим в соседнюю группу и что мы расскажем ребятам о пауках?
Ответы детей.
Воспитатель: На этом заседание эколят объявляю закрытым