Людмила Карабутова
НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Всё о свечах»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе по познавательному развитию раздел «Ознакомление с предметным миром» Тема: «Всё о свечах»
Цель: Средствами виртуального музея познакомить детей с историей создания свечи, её видами и применением в быту. Раскрыть образ свечи в искусстве.
Программные задачи.
Обучающие:
Познакомить детей с историей возникновения свечи.
Публикация «НОД в подготовительной группе по познавательному развитию „Всё о свечах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Формировать представления детей об использовании разных видов свечей в быту.
Раскрыть образ свечи в искусстве.
Развивающие :
Развивать у детей познавательный интерес к истории предметов, окружающих нас, к настоящему и будущему предметов.
Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
Обогащать словарь.
Воспитывающие:
Воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность, фантазию.
Образовательные области:
Познавательное развитие.
Художественно – эстетическое развитие.
Речевое развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций; настольно - печатная игра «Из чего это сделано?»; чтение сказки «Синяя свеча» Братья Гримм; разгадывание загадок о предметах освещения; знакомство с пословицами и поговорками об огне;
Формы организации образовательной деятельности:
Совместная деятельность педагога с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Методы и приё мы: наглядные, беседа, вопросы к детям, использование художественной литературы; загадывание загадки, пояснение, индивидуальная работа.
Активизация словаря: парафин, воск, фитиль, маканые свечи.
Оборудование: использование технических средств: интерактивная доска, мультимедийное оборудование; шкатулка со свечами; коллекция свечей; акриловые краски; кисточки для рисования; подставки для кисточек; влажные салфетки, баночки с водой, сухие тряпочки; свечи для каждого ребёнка.
Экспонаты предполагаемого (или реального) мини-музея:
Презентация.
Свечи разных видов.
Ход образовательной деятельности.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в музей? (да).
Воспитатель: Значит, я приглашаю вас в музей. Тем более, нам даже не придётся далеко ходить. Он расположился прямо в нашей группе, и наш с вами музей не совсем обычный, так как экспонаты собирали вы сами, ваши родители и воспитатели нашего детского сада. Сегодня наш музей поведает нам историю одного маленького предмета. Он лежит в этой шкатулке. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку:
Сгорает тонкий фитилёк,
Стекает воск. И огонёк
На ней задорно пляшет.
Уютно в доме нашем!
(свеча)
Воспитатель: Молодцы, загадку отгадали, и шкатулочка открылась (дать детям рассмотреть свечу).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нужна свеча? (Ответы детей).
Верно, свеча используется для освещения. Когда-то давным - давно, когда ещё не было электрических лампочек, в доме становилось темно, тогда и зажигали свечу. Вокруг свечи собиралась вся семья, и люди могли заниматься своими делами: кто прял пряжу, кто вязал, кто вышивал, кто подшивал валенки, кто шил, дети играли. А чтобы не было скучно, рассказывали различные истории, сказки, пели песни.
Было время, когда свечи использовали не только для освещения, но и в качестве часов. На длинной тонкой свече была нанесена шкала по всей её длине. Свечи, применявшиеся для этой цели, были метровой длины.
Ребята, вы хотите узнать, где и как появилась первая свеча? (Ответы детей).
Демонстрация презентации:
Слайд.
Воспитатель: Свеча – это приспособление для освещения, чаще всего в виде цилиндра из твёрдого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля.
Свечи использовались людьми в качестве источника освещения более 5 тысячи лет.
Слайд.
Первые свечи выглядели просто : фитиль помещали в контейнер, который был наполнен жиром или каким - либо другим горючим материалом.
Слайд.
Происхождение свечи – нераскрытая тайна. Считается, что история изобретения свечи началась в древнем Египте. Египтяне брали полый тростник и окунали его в растопленный животный жир, но у такой свечи отсутствовал фитиль.
Искусство производства свечей развили римляне, они начали использовать фитиль при изготовлении свечей. Свечи делались из твёрдых видов жира.
Слайд.
В средние века, когда люди освоили пчеловодство, появились восковые свечи.
Воск - это продукт, который производят пчёлы для выстраивания сот.
Эти свечи горели ровно и ярко и выделяли тонкий аромат мёда, но они были так дороги, что использовались только в домах богатых горожан, королевском дворе и церкви.
Слайд.
С развитием нефтепромышленности люди научились получать парафин, и появилась возможность изготавливать дешёвые свечи, которые стали доступными всем, делали их из парафина.
По качеству парафин не уступает воску. Он ярко горит, не коптит, не выделяет неприятного запаха. Парафин с тех пор стал основным при производстве свечей. Сегодня из парафина изготавливают потрясающе красивые резные свечи.
Слайд.
В средние века свечи изготавливались в домашних условиях домохозяйками, большой популярностью пользовались маканые (от слова макать) свечи. Для изготовления маканых свечей брали скрученную нить - будущий фитиль, в два раза длиннее свечи и привязывали его на палку, сложив пополам и сплетя концы. На одной палке было несколько заготовок под свечи. Далее эти фитили окунали в расплавленное сало, вынимали и давали остыть. Эта процедура повторялась несколько раз, пока не получали свечи нужной толщины.
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы хлопаем в ладоши: хлоп, хлоп
(хлопки над головой).
Мы топаем ногами: топ, топ
(высоко поднимаем колени,
Качаем головой
(головой вперёд - назад подвигать).
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить,
Мы низко приседаем, и прямо мы встаём
(присесть и подпрыгнуть).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие бывают свечи? (Ответы детей).
Слайды.
Воспитатель: В зависимости от устройства и назначения свечи разделяются на различные виды: хозяйственные, чайные, плавающие, столовые, декоративные, гелевые, свечи в сосудах, церковные, ароматические.
Воспитатель приглашает детей в музей, где собрана коллекция разнообразных свечей.
Воспитатель: Посмотрите, сколько разных свечей принесли ваши мамы и вы, ребята. Сейчас каждый из вас расскажет про свою свечу.
Дети рассказывают: зажигают свечи, когда встречают Новый год, на праздничном пироге, когда день рождения, когда приходят гости, чтобы было красиво дома, зажигают свечи, чтобы запахи были разные, когда отключают электричество, когда приходят в церковь и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много знаете о свечах.
История свеч насчитывает сотни лет. За это время свеча, как символ, нашла своё место в произведениях искусства. Многие поэты, писатели, художники, композиторы неоднократно обращались к образу свечи в своём творчестве.
Хочу представить вашему вниманию несколько работ художников, которые использовали образ свечи в своих картинах Слайды.
Образ свечи не раз встречается и в поэзии:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б. Пастернак)
Огонь и свет, в свече соединили,
Дыхание Земли, и запахи цветов.
Тепло божественной любви и благодати,
И послушание, и к Господу любовь…
Свеча горит, как символ веры,
А вера - это Божий дар.
И пусть священник каждодневно,
Свечу зажгя, несёт в алтарь. (Олег Воротынский)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали, что свечи были изобретены человеком очень давно и долгое время применялись для освещения. На сегодняшний день существует множество разновидностей свечей, различных по размеру, форме, цвету, запаху, материалу изготовления. Используют их на праздниках, для создания романтической атмосферы, освещения помещений, для наполнения помещения запахом, в церквях, а также образ свечи используют в искусстве.
Сейчас я предлагаю вам создать свою свечу, которую можно подарить или оставить в нашем музее. Каждый из вас распишет свечу красками. Я напоминаю вам, что краску мы набираем кончиком сухой кисти, чтобы краска не потекла. Перед тем как набрать другую краску, мы промываем кисть водой и вытираем её насухо. Украсить свечу можно точками, цветами, листьями, кругами, линиями волнистыми и прямыми.
Дети под музыку самостоятельно выполняют работу.
Воспитатель: Молодцы, у вас получились очень красивые свечи.
Хочу закончить наше занятие стихотворением:
Четыре свечи - на столе рукотворный костёр -
Чуть слышно вели меж собой разговор;
И первая свечка заметила в память огня:
«Значение мира вселили когда-то в меня.
Мой свет был так нужен, но люди о мире забыли
И войнами слабый мой свет затушили».
Другая ей вторила тихо, скрывая печаль,
Что символом веры горела когда-то свеча,
Но, только, считая себя и сильней, и умней
От веры бежало всё больше и больше людей.
«И свет и тепло постепенно иссякли во мне,
А люди, я знаю, нуждаются в новом огне».
Умолкла вторая свеча, и тихонечко третья сказала:
«Когда-то любовь для людей я собой излучала,
Но люди забыли о силе живого огня,
Холодным расчётом они погасили меня».
Тут в комнату тихо ребёнок вошёл
И в кранце потухшие свечи нашёл.
От страха готов был расплакаться он,
И с маленьких губ его вырвался стон:
«Вам нужно светить и гореть!
Вы мне очень нужны!
Вы – вера, любовь и счастливая жизнь без войны!»
Четвёртой свечи огонёк малыша приласкал,
И высушил слёзы, и твё рдо сказал:
«Пока я горю – тебе нечего больше бояться!
Ведь надеждою мне повезло называться.
Не бойся, малыш, и огнём от меня
Зажги у потухших свечей три другие огня!»
Ребёнок тянулся к свечам изо всех своих сил
И, к счастью, огонь на потухших свечах оживил!
Давайте же, люди, мудрее и бережней будем
И самого главного в жизни своей не забудем –
Для наших детей сохраним наши светлые души
И эти четыре огня никогда не затушим!