Виктория Ермолаева
Оценка успешности познавательного развития дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Бланк обследования
Дата___
№ Фамилия, имя ребенка Месяц, год рождения Номер задания Всего баллов Примечания
1 2 3 4 5 6
Выполнение заданий (ответы на вопросы воспитателя) оцениваются следующим образом:
3 балла – задание выполнено правильно, с первого предъявления;
2 балла – задание выполнено с частичной помощью педагога (использовались наводящие вопросы);
1 балл – задание полностью выполнялось с помощью взрослого;
0 баллов – отказ от задания, ребенок не понимает суть задания, выполняет другую деятельность.
Задание 1
Цель: выявить овладение приемом сравнения и обобщения в наглядно-действенном плане.
Публикация «Оценка успешности познавательного развития дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
Инструкция к проведению: Воспитатель раскладывает фигуры в три ряда: в первом – квадрат, треугольник и круг; во втором – треугольник, квадрат и круг; в третьем – круг и квадрат. Нужно определить, какой фигуры не достает в третьем ряду.
Задание 2
Цель: выявить овладение приемом сериации в наглядно – действенном плане.
Материал: Разноцветные полоски разной длины (8шт., отличие полосок по длине составляет 2 3 мм., полоски имеют разную ширину, но сериационный ряд полосок по длине не совпадает с сериационным рядом по ширине.
Инструкция к проведению: Ребенку дают 6 полосок, кроме третьей и шестой по порядку:
1. Разложи 6 полосок по порядку: начни с самой большой, затем – поменьше, еще меньше и т. д.
2. Вставь еще 2 полоски/найди их место/
3. Почему вставил сюда?
4. Что можно сказать о первой и последней полосках по сравнению с другими. Ответ: /одна самая большая, другая самая маленькая/
Низкий уровень – разложил 6 полосок неверно. Не может правильно назвать полоски.
Средний уровень – разложил верно, без алгоритма, методом проб и ошибок. При дополнении готового ряда разрушает его и собирает снова, либо действует методом проб и ошибок.
Высокий уровень – разложил верно, пользуясь алгоритмом: сначала самую длинную из всех, затем – самую длинную из оставшихся и т. д. При дополнении готового ряда сразу правильно находит место для полосок – по верхнему уровню. Дает полное объяснение, сравнивая с двумя соседними полосками.
Задание 3
Цель: проверить умение выполнять прием классификации в наглядно-действенном плане, осознанность приема, обобщенность приема/ умение выполнять классификацию на другом основании, умение выделять основание классификации/ центральная операция приема/
Материал: Набор из 24 геометрических фигур /блоки Дьенеша/. 8 фигур красного цвета – большой и маленький треугольники, квадраты, круги, прямоугольники, по 8 таких же фигур синего и зеленого цветов.
Инструкция к проведению:
1. Раздели фигуры на группы так, чтобы чем-то похожие фигуры попали в одну группу.
2. По какому признаку та разделил фигуры на группы. Чем похожи фигуры в этой группе? Назови фигуры в этой группе одним словом. Назови другие группы.
3. (Смешать все фигуры) Можно ли разделить фигуры на другие группы, чтобы похожие фигуры оказались в одной группе?
Низкий уровень –не понимает задание: строит фигурки. На вопросы не отвечает.
Средний уровень – образует из фигур много групп, меняет основание в процессе классификации.
Высокий уровень – верно группирует фигуры. Называет основания классификации. Выполняет классификацию на другом основании.
Задание 4
Цель: проверить понимание принципа сохранения величины /объекты представлены наглядно/, осознанность приема.
Материал: Два одинаковых листа бумаги.
Инструкция к проведению:
1. Представь, что это два поля, на них выросло одинаковое количество травы. На каком поле корова съела больше травы? /Ответ: одинаково/
2. Почему? /поля одинаковые/.
3. Один лист разрезать пополам по диагонали и изменить его форму /например: сложить в один треугольник/.
4. На каком поле корова съела больше травы теперь? Почему?
Низкий уровень – ответ не верный, без объяснения.
Средний уровень – ответ не верный. Объясняет: «Если сделать как было, то будет одинаково»
Высокий уровень – объяснение верное.
Задание 5
Цель: проверить понимание принципа сохранения количества.
Материал: у ребенка и экспериментатора по 11 палочек счетных.
Инструкция к проведению:
1. Как узнать, у кого больше палочек? Ты выкладывай палочки в первый ряд, а я – во второй, под каждой твоей палочкой, я ставлю свою (палочки ставятся вертикально). Поровну ли у нас палочек?
2. Почему?
3. А теперь я положу свои палочки вот так (горизонтально). Поровну ли у нас палочек? Почему?
4. А если поставить так, как было, что получится?
Низкий уровень – выполняет не верно.
Средний уровень – выполняет не верно. Объясняет: «Если сделать так, как было, то будет одинаково».
Высокий уровень – выполняет верно. В объяснении присутствует логика: ни чего не добавили и не убавили, только расположили по - другому.
Задание 6
Цель: выявить возможность анализа детьми взаимного расположения предметов в групповой комнате; возможность соотнесения расположения предметов в групповой комнате с их местоположением на плане; возможность графического изображения основных ориентиров и некоторых предметов групповой комнаты.
Материал: Демонстрационный – графический план помещения групповой комнаты. Раздаточный – листы бумаги и карандаши (красный, синий и простой).
Инструкция к проведению: дети совместно с воспитателем осматривают комнату. Воспитатель спрашивает детей, где в комнате окна, двери, еще 5-6 предметов разной формы (например, шкаф, другие предметы, отличающиеся от шкафа основной формой). Дети называют предметы и их форму, рассказывают об их расположении. Воспитатель вывешивает план групповой комнаты, на котором изображено большее количество предметов (10-15, чем дети предварительно находили и называли. Поочередно вызывая детей, просит их показать на плане те предметы, которые они находили в комнате.
Затем дети рассаживаются по местам, и воспитатель раздает каждому ребенку лист бумаги и 3 карандаша. Убирает план и говорит: «Вы будете сами рисовать план комнаты. Сначала красным карандашом такими же полосками, как на моем плане, нарисуйте окна. Потом синими полосками нарисуйте двери. Воспитатель ждет, пока дети выполнят задание, затем говорит: «Теперь каждый нарисует на своем плане точно в том месте, где и в группе, шкаф (перечисляются те предметы, которые находились и назывались детьми во время осмотра – 5-6 предметов). Возьмите простые карандаши и нарисуйте».
Оценка
Показатель – графическое изображение основных ориентиров и местоположения некоторых предметов групповой комнаты.
Низкий уровень – не справившимися с заданием считаются дети, которые не смогли в соответствующих местах обозначить на своих листиках-планах окна, двери и другие предметы.
Средний уровень – дети обозначали двери и окна, придав им соответствующее пространственное положение, но не смогли верно передать пространственное положение предметов, перепутав их взаимное расположение: или сильно их сблизив, или слишком отдаляя друг от друга. С помощью воспитателя повторно нашли на большом плане меньшее количество(2-4) предметов, соотнесли их местоположение на плане с местоположением в комнате и повторно нарисовали на новых листах план, верно передав пространственное положение окон, дверей и двух – четырех предметов.
Высокий уровень – выполняли задание самостоятельно, т. е. дети обозначили двери и окна, придав им соответствующее пространственное положение. Обозначили на своих планах 5-6 предметов, расположили их в соответствии с местоположением в группе. Возможно изобразили и другие, предварительно не осмотренные предметы в соответствии с их местоположением. Правильным изображением на планах следует считать как условное изображение предметов (окна, двери – полоски; мебель – прямоугольники, квадраты и т. д., так и реальное изображение – дверь, шкаф, стул и т. д. В обоих случаях оценивается лишь соответствие местоположения предметов в группе и на детских планах.
Задание 7
Цель: выявить возможность использования «перевернутого» плана, определить степень сформированности пространственных представлений о помещении группы.
Материал: Графический план помещения группы, небольшие игрушки по числу детей группы.
Инструкция к проведению: воспитатель предварительно прячет игрушки в разных местах. Собрав детей, вывешивает план группы и предлагает игру в прятки. Просит детей закрыть глаза, а в это время переворачивает план на 180 градусов. Дети открывают глаза, а воспитатель, указывая на план, спрашивает, что с ним произошло. Просит детей показать, где на перевернутом плане двери, где окна. После того, как все дети покажут двери и ока, воспитатель берет указку и показывает на плане места, где спрятаны игрушки. Количество спрятанных игрушек равно количеству детей. Вызываются поочередно все дети.
Оценка
Показатель – отыскание игрушек в групповой комнате по «перевернутому» плану этой же комнаты.
Низкий уровень – не справившимся с заданием считаются дети, которые не смогли найти не одной игрушки в комнате по перевернутому плану.
Средний уровень – дети, которые самостоятельно справились с заданием, использовав перевернутый план на 50% случаев, а в 50% случаев смогли найти игрушки, используя прямой план.
Высокий уровень – дети выполняли задание самостоятельно, т. е. по перевернутому плану нашли игрушки.